Извлечение из жалобы в ЕСПЧ по продпайку. Может быть кому-то пригодится по доказательству о собственности.
14.10. Собственность (имущество)
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб-ственности (статья 8, часть 2); каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Конституция Российской Федерации (ст.37, часть 3) закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Признание и обеспечение права на справедливое вознаграждение провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, часть 1; ст. 7, часть 1; ст. 18; ст. 19), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 (приложение 31) является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,- выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (п.2 (абзац второй) определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. №184-О.- Приложение 88).
В Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. и от 15 июня 1998 года выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации,- право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями (п.2.3 определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. №184-О.- Приложение 88).
Поэтому установленная и выплачиваемая заработанная честным трудом пенсия является пожизненной собственностью заявителей и не может быть отчуждена, умалена или уменьшена органами государственной власти или должностными лицами. Таким образом, объем объективного права собственности (пенсии) не может быть уменьшен, так же не могут быть уменьшены субъективные права собственности (пенсии) в виду того, что они установлены законом.
Объективное право собственности (пенсия) установлено специальным законом, регулирующим отношения собственности (пенсии) в их статическом состоянии. В его нормах смоделировано юридическое отношение собственности (пенсии), которое должно сопровождать экономическое и иное отношение, регулируемое правом. Они включают в себя нормы о содержании субъективного права собственности (пенсии), приобретении и защите права собственности (пенсии) и других компонентах, относящихся к характеристике юридического отношения собственности (пенсии). Право владения объектом собственности (пенсия) является правом собственности на имущество.
Субъективное право собственности пенсии определяет содержание правомочий собственника (пенсионера), которыми он наделяется в рамках возникающего на основании закона конкретного правоотношения собственности (пенсии).
Субъективное право собственности (пенсии) - первоначальное право, непосредственно вытекающее из закона при наличии соответствующего юридического факта (контракт о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним). Между законом и собственником (пенсионером) не имеется какого-либо иного субъекта права, наделенного промежуточным правом. До момента вступления собственника (пенсионера) в договорное отношение с третьими лицами или нарушения ими прав собственника путем совершения деликта субъективное право собственности функционирует в качестве автономного права в рамках действующего в стране правопорядка, находясь за пределами гражданских правоотношений. Субъективное право собственности (пенсии) в данном случае входит в состав пенсионного правоотношения, одной из сторон которого является государство, обеспечивающее защиту права собственности (пенсии), а с другой собственник (пенсионер).
Субъективное право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над имуществом (пенсией), являющимся его объектом и единственным источником существования его самого и его семьи. Это выражается в возможности собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (пенсии) любые действия, не запрещенные законом (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Право собственности (пенсии) действует в течение всего времени жизни пенсионера и в отдельных случаях может переходить в случаях, определенных законом.
Согласно ст. 1 (Защита собственности) Протокола №1 от 20 марта 1952 г., вступившего в силу 1 ноября 1998 г., к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов».
В рамках ст.1 Протокола 1 к Конвенции Европейский Суд усмотрев в деле «Бурдов против России» (Burdov v. Russia) нарушение положений статьи 1 Протокола №1 к Конвенции, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
По материалам Постановления Европейского Суда по правам человека лицо может утверждать, что имеет «имущество» по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции, если оно действительно владело имуществом и рассматривалось как его владелец во всех правовых аспектах (см. Постановление Европейского Суда по делу «Бечварж и Бечваржова против Чехии» (Becvar and Becvarova< v. Czech Republic) от 14 декабря 2004 г., жалоба №58358/00, § 131). «Имущество» по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции может представлять собой имущество, в том числе требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что обладает в отношении него как минимум «законным ожиданием» получения эффективного пользования правом собственности (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Копецки против Словакии», ibid., § 35). Для сравнения: надежда получить имущественное право, которое не имелось возможности эффективно осуществлять, не может рассматриваться как «имущество» по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции. «Законное ожидание» должно иметь более конкретную форму, нежели простая надежда, и оно должно основываться на положениях закона или правовом акте, таком как судебное решение (см. упоминавшееся выше Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Копецки против Словакии», ibid., § 35 и 49). Лицо, жалующееся на нарушение его имущественного права, должно прежде всего доказать, что такое право существует (см. Постановление Европейского Суда по делу «Пишторова против Чехии» (Pictorova< v. Czech Republic) от 26 октября 2004 г., жалоба N 73578/01, § 130).
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. А согласно п.4 ст.23 указанного Закона, что срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии. Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно. (Приложение 34). Из этого следует, что пенсия (собственность) возникает после определенного юридического факта, устанавливающую пенсию. И таким образом, она (пенсия) является собственностью.
В этом случае суть присвоения собственности (пенсии) заключается в отношении к присвоенному (честно заработанному) имуществу как к своему собственному. При этом присвоение пенсии (собственности) влечет постоянное отчуждение ее от государства, взявшего на себя обязательство выполнять контракт в полном объеме, и от всех других лиц, иначе присвоение пенсии (собственности) теряет всякий смысл. И в данном случае пенсия как собственность (присвоение) является частной, ибо оформлена законом, персонифицирована и принадлежит конкретным лицам и регулярно выплавивается. Таким образом, получение установленного размера имущества (пенсии) связано с осуществлением над ним хозяйственного господства, т. е. с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное имущество, по своему усмотрению решать, каким образом это имущество использовать. При этом такое лицо руководствуется собственными интересами, а не указаниями иных лиц, определяя направления использования своего имущества (какую его часть пустить в оборот и на каких ус-ловиях, какую оставить в резерве, какую потребить и т.д.), в том числе допуская к его использованию других лиц или устраняя их от этого. Лицо, присвоившее имущество (пенсию), получает не только приятное «благо» обладания им как следствие своего хозяйственного господства над имуществом. Одновременно на него возлагается и бремя содержания других лиц, находящихся на его иждивении.
В качестве доказательства юридическими фактами «законного ожидания» получения установленного законом пенсии (пожизненной собственности) являются: 1) заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ (п.5 ст.32), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237 (ст.4), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта - обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены федеральными законами (п.5 ст.2, ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ.- Приложение 40); 2) граждане, проходящие военную службу, обязались испытывать тяготы и лишения военной службы, приняли военную присягу, им присвоены воинские звания в соответствии с занимаемыми воинскими должностями; Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 марта 2004 г. №6-П указал, что обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет (ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1, ст. 4 и 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.). (П.3 абзац второй и третий постановления КС РФ 18 марта 2004 г. №6-П). (Приложение 33); 3) заявители проходили военную службу в местах не по своему желанию, а по приказу соответствующих командиров; 4) по окончании военной службы приказом министра обороны Российской Федерации заявители уволены в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной формы одежды и получения пенсии (пожизненной собственности) по выслуге лет (приложение 2, 3, 4); 5) пенсия заявителям выплачивается по настоящее время.
Отсюда следует, что правомочие владения собственностью (пенсией) основано на законе (т. е. юридически обеспеченная) и дает возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность использования имущества (пенсии) путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, основанное на законее (правовом основании, или титуле), вытекающем из юридического факта,- право собственности (пенсии), основанное на контракте о прохождении военной службы, наличие выслуги лет, предельный возраст пребывания на военной службе.
Создание этой собственности осуществляется длительным временем. Пенсия как пожизненная собственность установленная и оформленная законом, давая ее владельцу возможность достойной жизни и право дозволенного пользования по своему усмотрению. Здесь, с одной стороны, проявляется абсолютный характер имущественных правоотношений, в том числе правоотношений собственности (пенсии), а с другой,- речь идет о содержании и реальном объеме правомочий собственника, связанного с присвоением права на собственность (пенсию). Пенсию как право собственности нельзя ограничить, конфисковать, национализировать или устанавливать иное бремя в отношении установленной пенсии (собственности).
Таким образом, согласно ст.1 Протокола 1 к Конвенции законные требования, подтвержденные юридическими фактами, «законным ожиданием», а поэтому являются личным имуществом заявителей.
Европейский Суд в своем Постановлении Zhigalev v. Russia № 54891/00 от 06.07.2006 указывает, если лицо владеет собственностью и рассматривается как владелец с точки зрения закона, он или она могут утверждать, что обладают «имуществом» с точки зрения статьи 1 Протокола 1. «Имуществом» также могут быть активы, включая права требования, в отноше-нии которых заявитель может доказать, что он или она имеет «законные ожидания» получения эффективных прав собственности.
Если уважаемый Суд считает, что пенсия не является собственностью человека, то создается прецедент, по которому государство может ее вообще никому не выплачивать.
Однако государство выплачивает человеку пенсию, следовательно, государство признает ее собственностью человека, но выплачивает установленную Законом собственность не в полном объеме. Поэтому пенсия и собственность – это один и тот же критерий имущества. Если государство отказывается от взятых на себя обязательств по выплате в полномобъеме пенсии человеку, который честно и добросовестног исполнил обязательства перед государством в соответствии с контрактом, то оно может ее не выплачивать, тогда отпадает всякий смысл принятия закона о пенсионном обеспечении граждан, находившихся на государственной службе и тем более заключать контракт о такой службе.
Однако органы власти, в том числе и Правительство Российской Федерации либо блокируют исполнение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 в части индексации составляющей денежного довольствия - месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, либо бездействуют, ущемляя права заявителей (дискриминирует), что лишает нас в полном объеме распоряжаться установленной законом принадлежащей нам собственностью.
Вместе с тем на часть нашей пенсии имеют право и наши супруги, как совместно проживающие, их то же лишили права на достойное существование.
Поделился Уважаемый участник форума "Армейский Вестник"
http://army-news.ru/forum/viewtopic.php ... 3&start=80