Минобороны наводит порядок.
Показать текст
Свыше 700 военных городков, ранее находившихся на балансе Министерства обороны России, в настоящее время переданы или подготовлены к передаче в ведение органов местного самоуправления. Об этом сообщил директор Департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны РФ Дмитрий Куракин, подчеркнув, что в последнее время эта работа идёт более энергично и имеет ощутимые результаты.
Всего, по данным руководителя ДИО, в Министерстве обороны было определено для высвобождения около 2,5 тысячи военных городков. Однако с учётом позиции органов военного управления и в рамках принятых планов расквартирования войск, а также в результате проведённого уточнения наличия городков, эта цифра была скорректирована. На сегодня, как уточнил директор департамента, безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат около 1.900 городков военного назначения.
- Указанный перечень разбит на две очереди, - уточнил глава Департамента имущественных отношений Минобороны России. - Первая состоит примерно из 1.100 объектов, решения о высвобождении которых были приняты до середины прошлого года. Эти городки уже находились в работе на момент принятия ФЗ-423 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как известно, указанный закон установил новые принципы передачи имущества Минобороны России в ведение регионов и муниципалитетов. В связи с этим второй перечень военных городков, составленный в рамках новых требований, был подготовлен только к концу минувшего года.
Однако, как заметил Дмитрий Куракин, в последнее время задача по передаче военной недвижимости стала решаться более
энергично.
К примеру, если из 1.100 объектов первого перечня в период с 2009 по 2011 год муниципальным образованиям были переданы всего 115 городков, то начиная с ноября 2012 года, когда эта работа приобрела более системный и форсированный характер, решения о передаче были приняты уже в отношении 600 объектов. В результате, как подсчитали в Минобороны РФ, экономия средств военного бюджета может составить не менее 8 миллиардов рублей - именно столько необходимо было затратить на эксплуатационные расходы по данным объектам.
- Эти цифры, эта динамика вселяют в нас уверенность в том, что работа по передаче объектов первого перечня может быть завершена к середине текущего года. В свою очередь, до конца года, как это и было предписано поручением Президента Российской Федерации, будет решён вопрос безвозмездной передачи военных городков в муниципальную собственность и по второму списку, - подчеркнул Дмитрий Куракин. - Это позволит освободить армию от решения не свойственных ей вопросов. Тех вопросов, которые сегодня сковывают развитие Вооружённых Сил, не дают сконцентрироваться на решении основной задачи - поддержании обороноспособности государства.
Как уточнил глава Департамента имущественных отношений Минобороны России, в дальнейшем работа по передаче объектов военной недвижимости будет носить более адресный, по сути, «штучный» характер. «Мы будем стремиться к тому, чтобы заранее решать все вопросы, в том числе и готовить полный комплект документации, - сказал Дмитрий Куракин. - Мы также будем следовать ранее утверждённой концепции, по которой вместе с военными городками в ведение муниципалитетов будут передаваться так называемые инвестиционно привлекательные объекты. Правда, только в том случае, если потребность Вооружённых Сил в этих объектах не будет аргументированно подтверждена. То есть при передаче недвижимого имущества мы не будем, как от нас того зачастую требуют, выделять средства на его содержание (таких средств у нас просто нет). Зато мы будем передавать местным органам власти те объекты, которые могут послужить источником пополнения доходной части местных бюджетов. Такой подход наряду с предпринятыми с нашей стороны организационными усилиями уже позволил изменить отношение органов местного самоуправления к приёму военного имущества: наша позиция была расценена как открытая, честная и добросовестная».
К слову, глава департамента признал, что ситуация с передачей высвобождаемых военных городков в собственность муниципальных образований нередко вызывает немало критики. Однако поступить как-то иначе Минобороны при решении данной задачи попросту не может.
- Мне непонятна митинговая риторика, когда от Министерства обороны в жёстком тоне требуют выполнения целого комплекса обязательств при приёме-передаче военного имущества, - сказал Дмитрий Куракин. - Среди таких требований - приведение всех городков в надлежащее состояние, подготовка всего набора технической и правоустанавливающей документации, передача имущества не в середине бюджетного года, когда невозможно предусмотреть средства на его текущее содержание и ремонт, а в другое время. От нас требуют и вовсе невыполнимых обязательств, например каким-то образом перенести детские садики из встроенных помещений в другие здания, чтобы новым хозяевам было проще лицензировать эти учреждения. Но самое главное - нам предъявляются требования выделить средства на текущее содержание и ремонт передаваемых объектов.
Как подчеркнул глава Департамента имущественных отношений военного ведомства, хоть эти требования в чём-то и справедливы, но реализовывать их нужно с государственным подходом. «Эти проблемы нельзя полностью перекладывать на одно ведомство - Министерство обороны, - отметил Дмитрий Куракин. - К тому же для Минобороны просто нереально в короткие сроки выполнить все эти обязательства. И речь не только о деньгах. Скажем, по ряду объектов невозможно предоставить весь объём необходимой документации - её просто не существует. И уж тем более нет возможности выделить муниципалитетам весь объём запрашиваемых средств на решение задач по дальнейшему содержанию передаваемого имущества. Средства военного бюджета предназначены для решения задач в области перевооружения, модернизации Вооружённых Сил, мы не вправе расходовать деньги как-то иначе. Тем более что содержание городков не является функцией Минобороны. К тому же, даже если мы всё-таки возьмём на себя эти вопросы, то, наверное, решим их не лучше, чем те же муниципальные образования. На наш взгляд муниципалитеты более мотивированы к тому, чтобы привести эти городки в надлежащее состояние. Конечно, им необходимы ресурсы, но здесь должны проявить участие и другие ведомства, и прежде всего Минфин и Минрегионразвития».
Кстати, директор Департамента имущественных отношений Минобороны России отметил, что, передавая военную недвижимость без выполнения выдвигаемых муниципалитетами условий, в числе которых «обязательное» денежное сопровождение на ремонт и текущее содержание объектов, военное ведомство нисколько не отступает от норм федерального законодательства. А оно, в частности уже упомянутый ФЗ-423, чётко определяет, что при передаче военных городков какого-либо согласия принимающей стороны не требуется. То есть все свои требования, претензии муниципалитеты могут оставить при себе. Их задача - принять имущество, оформить его, приступить к плановой эксплуатации.
К счастью, отметил Дмитрий Куракин, в основном военному ведомству удаётся достигать паритета с органами власти, договариваясь в рамках так называемых пакетных соглашений. Это особенно чётко прослеживается при организации взаимодействия с такими субъектами РФ, как Приморский край, Московская, Калининградская, Архангельская области. Здесь реализуется тот самый принцип комплексной передачи, когда передаются как высвобождаемые военные городки, так и иные военные объекты, считающиеся инвестиционно привлекательными. Например, территории, которые муниципалитетам можно в дальнейшем использовать под жилищную застройку или лесные угодья, ранее находившиеся в ведении Минобороны России. Сейчас, к примеру, часть лесных участков передаётся во Владивостоке, что даёт возможность муниципальному образованию столицы Приморья развивать эти территории уже как свои городские зоны. Дмитрий Куракин отметил, что зачастую вопросы с органами местного самоуправления удаётся решать даже без излишней бумажной волокиты, в рабочем порядке. Местные власти чувствуют свою заинтересованность и идут военным навстречу, оказывая в том числе помощь при оформлении перехода права собственности.
С другой стороны, есть и обратные примеры. Так, не самым лучшим образом решаются вопросы передачи недвижимого военного имущества в Вологодской области. Власти этого региона не горят желанием принимать военные городки, вынужден был ометить глава Департамента имущественных отношений Минобороны России. С трудом удалось урегулировать разногласия и с властями Псковской и Рязанской областей. «Боюсь, что здесь нам придётся привлекать органы военной прокуратуры, чтобы разъяснить некоторым регионам требования закона, который чётко определяет, что право собственности на передаваемые объекты и бремя содержания имущества переходят к муниципалитетам с момента издания соответствующего приказа, - заметил в связи с этим Дмитрий Куракин. - Конечно, разговоров на языке ультиматумов мы не хотим. Поэтому будем продолжать искать возможности для диалога, выражая при этом свою готовность в максимальной степени учитывать интересы муниципалитетов при передаче им высвобождаемых объектов недвижимого военного имущества».
В целом, сообщил глава Департамента имущественных отношений Минобороны России, работа в области безвозмездной передачи военных городков, несмотря на все существующие трудности, идёт в заданном темпе. С регионами есть взаимодействие, выстраиваются контакты и с муниципалитетами, несмотря на то что охватить все 30 тысяч муниципальных образований России одному департаменту военного ведомства штатной численностью 15 человек не под силу.
И всё же работа ведётся в том числе и с выездом на места. Кстати, в ходе таких командировок, сообщил Дмитрий Куракин, удаётся устанавливать факты некорректного описания имущества, в связи с чем ранее возникали проблемы по идентификации некоторых объектов. Также выявляются факты двойного описания одного и того же имущества, другие ошибочные действия.
А что с возвратом незаконно отчуждённых объектов? Как отметил директор Департамента имущественных отношений Минобороны России, меры в этом отношении принимаются и уже дают определённый результат. Достаточно упомянуть недавний возврат в ведение государства активов 31-го Государственного проектного института специального строительства.
- Да, процесс этот не такой быстрый, как нам хотелось бы, - подчеркнул Дмитрий Куракин, - но уже удалось вернуть в федеральную собственность 100-процентный пакет акций 31-го ГПИСС. Там уже формируются новые органы управления, в частности совет директоров, создаётся новая корпоративная структура учреждения. Одновременно вырабатывается правовая стратегия по возврату и других активов Минобороны России. Так, по объектам в Пересыпи (Краснодарский край) уже ведётся судебное разбирательство. При этом отменены незаконные акты прежнего министра обороны по включению данного земельного участка в уставный капитал ОАО «Объединённый материальный склад Московского округа ВВС и ПВО», что в своё время и дало основания для отчуждения этих объектов.
«Работа по выявлению фактов незаконного отчуждения объектов военной недвижимости проводится нами в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, - отметил Дмитрий Куракин. - Мы, в частности, оказываем полное содействие Главной военной прокуратуре и в целом занимаем активную позицию в рамках признания Министерства обороны РФ потерпевшей стороной по делам с незаконным отчуждением военной недвижимости. В том числе заявляем ходатайства, представляем необходимые доказательства и объяснения, приобщаем их к материалам дела. Мы полностью используем наши процессуальные права для признания военного ведомства потерпевшей стороной по всем объектам, по которым необходимо защитить имущественные интересы Российской Федерации».
Коснулся директор Департамента имущественных отношений Минобороны России и ситуации с коммерческой застройкой на военных землях в Ленинградской области. По мнению Дмитрия Куракина, здесь сказались правовая неопределённость принадлежности участков, а также отсутствие чёткого разграничения данных территорий. Как подчеркнул глава ДИО, урегулирование проблемы проходит в диалоге с местными властями, а также с участием правоохранительных органов, по результатам работы которых можно будет говорить о дальнейшей судьбе этих земель.