Показать текст
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".
Распоряжением от 4 декабря 2013 года №2265-р "О внесении в Госдуму разработанного Минобороны России законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" заместитель Министра обороны Российской Федерации Цаликов Р.Х. назначен официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1 ст 32 и. ст. 33 Конституции Российской Федерации прошу Вас при обсуждении во втором чтении законопроекта № 401159-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" задать Цаликову Р.Х. вопросы, а также донести до депутатов Госдумы следующее.
1. Размер единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. "Когда у нас будет готов окончательный вариант, мы специально по этому поводу сделаем такую презентацию всего этого, потому что вопрос крайне важен для десятков и сотен тысяч офицеров, военнослужащих, их семей. Мы к этому подходим очень и очень вдумчиво, аккуратно", - заявил Министр обороны Российской Федерации С.Шойгу 10 сентября 2013 г. после совещания о совершенствовании жилищного обеспечения военнослужащих у Председателя Правительства Российской Федерации.
Отвечая в минувшую пятницу на вопросы депутатов, Р.Цаликов заверил, что вопрос проработан с Минфином, и дело лишь за принятием законодательного акта. Когда состоится обещанная презентация? Если речь идет о действительно достойных суммах, то почему до сих пор представители Минобороны не называют конкретные цифры?
2. Отвечая на вопрос депутатов, хватит ли предоставленной выплаты на покупку жилья, Р.Цаликов отметил, что ее размер будет зависеть от количества членов семьи и выслуги лет. Р.Цаликов привел пример, что семья из трех человек, в которой военнослужащий имеет выслугу в 20 лет, получит чуть более 5 миллионов рублей. И дальше, пояснил Р.Цаликов, военнослужащий сам сделает выбор - купить ему ли жилье в крупном городе, но меньшее по площади, или же предпочесть более просторную квартиру в небольшом населенном пункте.
Возможно, на единовременную выплату и можно будет купить вполне приличный дом или квартиру в деревне или в небольшом провинциальном городке выбранного субъекта Российской Федерации, что вполне подходит для пожилых граждан. Но ведь большинство военнослужащих увольняются (в том числе по предельному возрасту - в 45 - 50 лет) в активном работоспособном возрасте, будучи опытными и высокопрофессиональными специалистами, желающими активно работать по специальности и "на гражданке", что отвечает и государственным интересам. Однако в настоящее время уволенным военнослужащим в маленьких провинциальных городках невозможно найти достойную работу по специальности. К тому же у увольняемых военнослужащих есть дети, которым надо учиться в вузах и также работать по специальности. Поэтому большинство увольняемых военнослужащих ориентируются на получение (покупку) жилища в областных центрах и других крупных промышленных городах субъектов Российской Федерации, где они и их дети могут применить свои способности и знания, но где рыночные цены на жилье в несколько раз выше, чем в маленьких городках или в деревнях этого же субъекта Российской Федерации.
3. Размер единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения должен позволять всем военнослужащим покупать новое жилье, а не только на вторичном рынке жилья и не меньшее по площади, чем гарантировано им нормами предоставления, установленными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и во всех субъектах Российской Федерации, в том числе новостройках г.Москвы. В противном случае нельзя утверждать, что единовременная выплата является равноценной заменой способу получения жилища в натуральной форме. И единовременная выплата будет поставлена на уровень государственного жилищного сертификата, реализация которого не позволяет приобрести жилое помещение не то что с превышением нормы предоставления, но и по минимальному ее пределу.
Хватит ли предлагаемой Минобороны единовременной выплаты для приобретения действительно того жилья, которое положено по установленным нормам, военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы немногим больше 10 лет, без права на дополнительную жилую площадь? Предусмотрено ли для таких военнослужащих, увольняющихся с военной службы по указанным "льготным" основаниям, при расчете единовременной выплаты применять максимальный повышающий коэффициент за выслугу лет?
4. Известно, как правительство определяло стоимость государственного жилищного сертификата (ГЖС), введением которых предполагало решить жилищную проблему в армии. Стоимость ГЖС оценивалась, как правило, ниже среднерыночной, по данному документу приобрести жилье в большом городе военнослужащему было весьма трудно. Судя по предлагаемому Минобороны проекту закона, идея обеспечения жильем через единовременную выплату ничем не отличается от той, что существовала (и существует), когда правительство печатало ГЖС. Но от ГЖС военные имели право отказаться. От единовременной выплаты они не откажутся, поскольку, законопроектом предлагается с 1 января 2014 года предоставить право федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, определять форму обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей (в натуральном выражении или путем предоставления единовременной выплаты).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п. 1 ст.15) тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.
Единовременная выплата на приобретение или строительство жилья должна быть законодательно закреплена только как альтернатива натуральной форме, которой является предоставление жилых помещений по договору социального найма или в собственность. При этом выбор способа обеспечения жилым помещением должен принадлежать военнослужащему.
Военнослужащие, здраво оценивая свои возможности, сами определятся с тем, какую форму жилищного обеспечения выбрать. И если большинство предпочтет единовременную денежную выплату, то предоставление жилых помещений в натуре, оставаясь закрепленным в законе, на практике перестанет применяться, что не повлечет за собой негативных последствий.
5. С точки зрения социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданина, не только деньги способны удовлетворить человеческие потребности. Остро нуждаясь в социальной защите, лица, уволенные с военной службы, должны обладать необходимыми материальными условиями для дальнейшей жизнедеятельности и в этом смысле жилое помещение имеет большее значение, нежели денежные средства, имеющие свойство обесцениваться и требующие приложения максимума усилий для приобретения на них в кратчайший срок необходимого жилища.
C Уважением Попов Виктор Алексеевич. 16.12.2013г.