КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2011 г. N 614-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГУЛЯЕВА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НА
НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ПУНКТА 17 СТАТЬИ 34 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.Н. Гуляева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Н. Гуляев оспаривает конституционность положений пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), предусматривающих, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац первый).
Как следует из представленных материалов, гарнизонным военным судом были частично удовлетворены требования старшего прапорщика запаса Н.Н. Гуляева к командирам воинских частей: суд вынес решение об отмене приказа об увольнении заявителя и восстановлении его на военной службе в равной должности, а также об отмене приказа об исключении его из списка личного состава воинской части, восстановлении в указанном списке и обеспечении жилым помещением по установленным нормам и положенными видами довольствия. Определением окружного военного суда это решение отменено и в удовлетворении всех заявленных требований отказано. Определением судьи Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в истребовании дела по надзорной жалобе Н.Н. Гуляева также отказано. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Военной коллегии согласился с этим определением, о чем заявитель был уведомлен письмом.
По мнению заявителя, оспариваемые положения пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", противоречат статьям 18, 19, 27 и 37 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают увольнение военнослужащих, изъявивших желание получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части, без их согласия до обеспечения жильем по установленным нормам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Н. Гуляевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации допустима в том случае, если его права и свободы затрагиваются законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, что подтверждается копией официального документа, прилагаемого к жалобе.
Как следует из представленного определения суда кассационной инстанции, которым дело разрешено по существу, увольнение Н.Н. Гуляева было признано правомерным, поскольку он, желая улучшить свои жилищные условия только путем получения государственного жилищного сертификата, вместе с тем не принял необходимых мер, направленных на его получение, и, кроме того, отказался от предложенной ему квартиры по месту прохождения службы. При этом указанное судебное определение не содержит каких-либо ссылок на пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, который, с учетом изложенного, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Проверка же законности и обоснованности увольнения заявителя с военной службы без обеспечения жильем, а также судебных постановлений, вынесенных по его конкретному делу, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуляева Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Добавлено спустя 7 минут 39 секунд:
Определение Верховного Суда РФ от 10.05.2011 N 4-В11-1
Дело о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, заключении договора социального найма помещения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как судом не учтено, что на момент возникновения спора закон о статусе военнослужащих не содержал указание на то, что жилые помещения, предоставляемые военнослужащим, в том числе увольняемым с военной службы, должны находиться в федеральной собственности.

Показать текст
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 г. N 4-В11-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 мая 2011 г. гражданское дело по иску Сесицкого Д.Е. к главе городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения
по надзорной жалобе Сесицкого Д.Е. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 10 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2009 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Сесицкого Д.Е., поддержавшего доводы надзорной жалобы, объяснения представителя главы городского поселения Наро-Фоминск, Наро-Фоминского муниципального района Московской области Шкурпелы М.С., полагавшей судебные постановления не подлежащими отмене,
изучив материалы дела, переданного с надзорной жалобой Сесицкого Д.Е. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 18 марта 2011 г.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Сесицкий Д.Е. обратился в суд с иском к главе городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения. В обоснование своих требований истец указал, что решением жилищной комиссии управления войсковой части <...> от 19 июня 2008 г. N 14 ему за выселением другого военнослужащего предоставлена квартира по адресу: <...>. Главе городского поселения Наро-Фоминск Московской области войсковой частью <...> направлено ходатайство о предоставлении указанного жилого помещения военнослужащему Сесицкому Д.Е. в установленном порядке, однако администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области в предоставлении данной квартиры по договору социального найма ему было отказано.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 10 июня 2009 г. в удовлетворении иска Сесицкого Д.Е. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2010 г. отказано в передаче надзорной жалобы Сесицкого Д.Е. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Сесицкий Д.Е. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 18 марта 2011 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2010 г. отменено, надзорная жалоба Сесицкого Д.Е. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенное нарушение норм материального права было допущено судами первой и кассационной инстанций, которое выразилось в следующем.
Как установлено судом, Сесицкий Д.Е. приказом командующего войсками Московского военного округа от 14 декабря 2007 г. N 1329 досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и зачислен в распоряжение командующего войсками Московского военного округа по причине необеспечения жилой площадью. Продолжительность военной службы Сесицкого Д.Е. в календарном исчислении составляет 13 лет 11 месяцев. Приказом командующего войсками Московского военного округа от 27 марта 2008 г. N 32 уволенный с военной службы с зачислением в запас майор юстиции Сесицкий Д.Е. зачислен в распоряжение командующего войсками Московского военного округа в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части.
Решением жилищной комиссии управления войсковой части 19612 от 19 июня 2008 г. N 14 Сесицкому Д.Е. распределена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <...>
Ранее данную квартиру занимала военнослужащая Д. В связи с выделением ей двухкомнатной квартиры указанное жилое помещение предложено военнослужащей В., предоставившей жилищной комиссии письменный отказ от ее получения.
Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области Сесицкому Д.Е. в предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма отказано.
Разрешая спор и отказывая Сесицкому Е.Д. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд кассационной инстанции, исходил из того, что оснований для возложения на администрацию городского поселения Наро-Фоминск, Наро-Фоминского муниципального района Московской области обязанности по заключению с Сесицким Д.Е. договора социального найма спорного жилого помещения не имеется, поскольку истец как военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета. Кроме того, суд указал, что жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться в случае их освобождения военнослужащими другим военнослужащим, проходящим военную службу, истец же к ним не относится, так как уволен с военной службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что такие выводы суда противоречат закону.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация такого права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей. Не изменялись положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и другими федеральными законами.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Приведенные положения закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей не были учтены судом, что привело к неправильному разрешению спора по существу и нарушению права на жилище Сесицкого Д.Е.
Кроме того, в обоснование своего вывода о том, что Сесицкому Д.Е. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, суд сослался на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 01 декабря 2008 г. N 225-ФЗ.
Между тем на момент возникновения спорных правоотношений (19 июня 2008 г.) указанная норма закона действовала в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и не содержала указания на то, что жилые помещения, которые предоставляются военнослужащим (включая военнослужащих, увольняемых с военной службы) должны находиться в федеральной собственности.
Также не основан на законе вывод суда о том, что истец Сесицкий Д.Е. не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, освобождаемого другим военнослужащим, поскольку истец уволен с военной службы и не является военнослужащим.
В соответствии с п. п. 10, 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. п. 1, 3, 4 ст. 3, п. 8, подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, осуществляемым, по общему правилу, в день истечения срока военной службы, которым признается соответствующее число и месяц последнего года срока контракта.
Вместе с тем в силу п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случаях, указанных в законе, момент исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части и момент истечения срока контракта о прохождении военной службы могут не совпадать. К числу таких случаев относится и предусмотренное п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы правило, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предусмотренное указанными нормативными положениями продолжение военной службы в целях ожидания предоставления жилого помещения, в том числе после истечения установленного контрактом срока, является правом военнослужащего, реализуя которое он по собственному усмотрению избирает предпочтительный для себя вариант прекращения служебных отношений. Соответственно, отсутствие согласия военнослужащего на увольнение означает, что он добровольно принимает на себя обязательства по несению военной службы до обеспечения жилым помещением, в том числе после истечения срока, указанного в контракте. В связи с этим такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке (по контракту) до обеспечения жилым помещением.
Приведенные нормативные положения о начале и окончании военной службы судом не были учтены.
В то время как из материалов усматривается и установлено судом, что майор юстиции Сесицкий Д.Е., уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. N 1329, приказом командующего войсками Московского военного округа от 27 марта 2008 г. N 32 он зачислен в распоряжение командующего войсками Московского военного округа в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части с постановкой на все виды обеспечения в войсковую часть <...> (л.д. 77). Следовательно, на момент возникновения спорных жилищных правоотношений Сесицкий Д.Е. обладал статусом военнослужащего и соответствующими этому статусу правами на жилище.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Сесицкого Д.Е., что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 10 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2009 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Добавлено спустя 3 минуты 43 секунды:
Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2011 N 64-В10-5
Иск о признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворен правомерно, поскольку установлено, что истец заключил контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 и его выслуга лет в календарном исчислении составила более пяти лет, а поэтому он имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания.

Показать текст
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. N 64-В10-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Момотова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2011 г. гражданское дело по иску Исмагулова А.У. к администрации г. Южно-Сахалинска и Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска о признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения
по надзорной жалобе Исмагулова А.У. на определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Исмагулов А.У. обратился в суд с иском к администрации г. Южно-Сахалинска и Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска о признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим и проходит военную службу в <...> авиационном отряде ФСБ России с 30 июля 1992 г. Решением жилищной комиссии <...> авиационного отряда ФСБ России от 15 марта 2009 г. ему была распределена квартира <...> в доме <...> по ул. <...>. 22 октября 2009 г. Исмагулов А.У. обратился в администрацию г. Южно-Сахалинска с целью заключения договора социального найма на данную квартиру, однако ему в этом было отказано.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2010 г. иск Исмагулова А.У. был удовлетворен. За Исмагуловым А.У. признано право на квартиру <...> в доме <...> по ул. <...> и на администрацию г. Южно-Сахалинска возложена обязанность заключить с Исмагуловым А.У. договор найма жилого помещения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. решение суда отменено и по делу вынесено новое решение об отказе Исмагулову А.У. в удовлетворении иска.
В надзорной жалобе Исмагулов А.У. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены кассационного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов надзорной жалобы Исмагулова А.У. 14 октября 2010 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 03 февраля 2011 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
17 марта 2011 г. в Верховный Суд Российской Федерации от администрации г. Южно-Сахалинска поступили письменные возражения на надзорную жалобу Исмагулова А.У., в которых содержится просьба об оставлении определения судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. без изменения, а надзорной жалобы заявителя - без удовлетворения.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации заявитель надзорной жалобы Исмагулов А.У. и ответчики - администрация г. Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства г. Южно-Сахалинска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явились. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы и поступивших на нее возражений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены определения суда кассационной инстанции в порядке надзора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенное нарушение норм материального права было допущено судом кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.
Судом установлено, что Исмагулов А.У. является военнослужащим <...> авиационного отряда ФСБ России с местом дислокации в г. <...>. На 01 декабря 2009 г. календарная выслуга лет Исмагулова А.У. составила 17 лет 5 месяцев. Первый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет был заключен Исмагуловым А.У. с 26 ноября 1993 г. Решением жилищной комиссии <...> авиационного отряда ФСБ России от 16 марта 2009 г. Исмагулову А.У. на состав семьи из трех человек с учетом жены и сына была предоставлена квартира <...> в доме <...> по ул. <...>, которую ранее занимал военнослужащий К.
14 сентября 2009 г. документы по предоставлению указанной квартиры Исмагулову А.У. были направлены в Департамент городского хозяйства администрации г. <...> для решения вопроса о заключении с истцом договора социального найма. Однако письмом Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска от 30 сентября 2009 г., направленным руководителю <...> авиационного отряда ФСБ России, было сообщено об отказе в повторном заселении квартиры военнослужащим, в связи с тем, что данное жилое помещение является муниципальным и в соответствии со ст. 49 ЖК РФ подлежит предоставлению только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Исмагуловым А.У. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возлагает на органы местного самоуправления обязанность предоставлять военнослужащим жилые помещения муниципального жилищного фонда, ранее занимаемые военнослужащими и освободившиеся в связи с их выездом. Принимая во внимание, что истец Исмагулов А.У. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и его выслуга лет в календарном исчислении составила более пяти лет, а поэтому он имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, суд, руководствуясь ст. 60 ЖК РФ, возложил на собственника жилого помещения - администрацию г. Южно-Сахалинска - обязанность заключить договор найма спорного жилого помещения, предоставленного Исмагулову А.У. решением жилищной комиссии <...> авиационного отряда ФСБ России от 16 марта 2009 г.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в иске Исмагулову А.У., суд кассационной инстанции исходил из того, что военнослужащие на период службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями по договору найма служебного жилого помещения. Между тем выделенная истцу квартира не имеет статуса служебной и находится в муниципальной собственности, в связи с чем жилищно-бытовая комиссия <...> авиационного отряда ФСБ России не является органом, уполномоченным распоряжаться данным жилым помещением. Решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях, предусмотренных законом, вправе был принимать уполномоченный орган местного самоуправления, однако такого решения им в отношении Исмагулова А.У. не принималось.
Также суд кассационной инстанции указал на то, что гражданам, проходящим военную службу и не состоящим в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление муниципального помещения по договору социального найма действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами суда кассационной инстанции согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Следовательно, исходя из положений приведенной нормы и с учетом того, что Исмагулов А.У. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., а его выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения 16 марта 2009 г. жилого помещения жилищной комиссией <...> авиационного отряда ФСБ России составляла более 5 лет (на 1 декабря 2009 г. - 17 лет 5 месяцев), он имел право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Приведенные положения закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей в отличие от суда первой инстанции, правомерно удовлетворившего исковые требования Исмагулова А.У о признании за ним права на жилое помещение и возложении обязанности на администрацию г. <...> заключить с истцом договор социального найма, не были учтены судом второй инстанции, что привело к неправильному разрешению спора по существу и нарушению права на жилище военнослужащего Исмагулова А.У. и членов его семьи.
С учетом изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав Исмагулова А.У. и членов его семьи. В связи с этим определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. отменить и оставить в силе решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2010 г.
Добавлено спустя 2 минуты 41 секунду:
[quote]Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2011 N 210-В11-3
Заявление в части восстановления на военной службе до обеспечения жильем, признания незаконным приказа командующего о досрочном увольнении удовлетворено, так как заявитель, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет и нуждающийся в жилье, без его согласия не мог быть уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем; ограничения по состоянию здоровья не лишают его права продолжить военную службу на должности, учитывающей ограничения. [/quote]

Показать текст
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2011 г. N 210-В11-3
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Коронца А.Н. и Шалякина А.С., при секретаре Петровой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе заявителя Квитко Б.В. на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 3 марта 2010 года и кассационное определение Северного флотского военного суда от 8 апреля 2010 года по заявлению Квитко Б.В. об оспаривании действий командующего Северным флотом и командира войсковой части <...>, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, выступление заявителя Квитко Б.В. в обоснование доводов надзорной жалобы и мнение прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Сатюкова Д.А., полагавшего необходимым удовлетворить надзорную жалобу частично, направить дело на новое рассмотрение, Военная коллегия
установила:
решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 3 марта 2010 года вышеназванное заявление Квитко удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ командира войсковой части <...> от 16 декабря 2009 года N 287 в части исключения Квитко из списков личного состава воинской части, а также его действия, связанные с отказом в увеличении заявителю продолжительности отпуска по личным обстоятельствам на количество суток, необходимых для проезда в отпуск и обратно, и возложил на командира части обязанность восстановить заявителя в списках личного состава воинской части до обеспечения жильем по установленным нормам с последующим исключением из этих списков и предоставить 12 суток отпуска.
В удовлетворении требований об отмене приказа командующего Северным флотом от 14 ноября 2009 года N 271 в части увольнения заявителя с военной службы, восстановлении его в прежней должности, отмене приказа командира войсковой части <...> от 1 декабря 2009 года N 274 в части сдачи дел и должности старшего помощника командира по боевому управлению и производстве с 1 декабря 2009 года дополнительных выплат Квитко отказано.
Кассационным определением Северного флотского военного суда от 8 апреля 2010 года решение суда изменено, на командира войсковой части <...> возложена обязанность изменить дату прекращения заявителю производства дополнительных выплат с 30 ноября на 16 декабря 2009 года и обеспечить за этот период указанными выплатами через довольствующий орган. В остальном решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Определениями судьи Северного флотского военного суда от 2 августа 2010 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2010 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции Квитко отказано.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии от 7 февраля 2011 года определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2010 года отменено, по надзорной жалобе возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Квитко, утверждая о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, просит судебные постановления о незаконном увольнении с военной службы без обеспечения жильем для постоянного проживания к командующему Северным флотом и командиру войсковой части <...> отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает на то, что суд проигнорировал положения действующего законодательства о запрете на увольнение военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении, без его согласия на это, а в случае установления в суде нарушения закона - о необходимости восстановления прав военнослужащего в полном объеме путем отмены приказа об увольнении с военной службы. Оставление его только в списках личного состава воинской части и без восстановления в прежней должности повлекло существенное уменьшение размера денежного довольствия и дополнительных выплат, что не свидетельствует о полном восстановлении нарушенных прав.
Также Квитко указывает на оставление судом без внимания его доводов о том, что он надлежащим образом выразил желание проходить военную службу в добровольном порядке до получения жилья, которое до настоящего времени ему не предоставлено и мер к обеспечению его жилым помещением для постоянного проживания командованием не предпринимается.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что судебные постановления в части восстановления заявителя в списках личного состава воинской части, предоставления 12 суток отпуска и производства дополнительных выплат за период с 30 ноября на 16 декабря 2009 года с внесением соответствующих изменений в приказ командира войсковой части <...> от 1 декабря 2009 года N 274 и отменой приказа командира войсковой части <...> от 16 декабря 2009 года N 287 исполнены.
В надзорной жалобе заявитель не обжалует судебные постановления в вышеуказанной части, а просит их отменить в части отказа в восстановлении его на военной службе и в списках личного состава воинской части в прежней должности до обеспечения жильем для постоянного проживания по избранному месту жительства с последующим представлением командиром войсковой части <...> к увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Следовательно, при рассмотрении дела в надзорном порядке Военная коллегия проверят правильность применения и толкования норм материального и процессуального права в пределах доводов надзорной жалобы.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что в связи с признанием годным к военной службе с незначительными ограничениями (негодным к военной службе в плавсоставе на подводных лодках) старший помощник командира по боевому управлению подводной лодки Квитко, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, 11 августа 2009 года обратился по команде с рапортом об увольнении после обеспечения жильем в городах Щербинке, Королеве или Зеленограде Московской области. В тот же день он подтвердил свой выбор в ходе индивидуальной беседы.
Изложенное указывает на то, что заявитель, признанный негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, поставил свое увольнение в зависимость от получения жилья по избранному месту жительства после увольнения в запас.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
То есть признание заявителя военно-врачебной комиссией годным к военной службе с незначительными ограничениями дает ему право, но не обязывает его к досрочному увольнению с военной службы и не лишает его права продолжить военную службу на должности, позволяющей выполнять воинские обязанности, соответствующие состоянию его здоровья.
Из этого следует, что выражая свое несогласие на увольнение до обеспечения жильем, Квитко свободно выбрал вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период дальнейшего прохождения военной службы на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья.
При таких данных Квитко не подлежал досрочному увольнению с военной службы в запас, в связи с чем командующий Северным флотом обязан был обеспечить ему возможность проходить военную службу до получения жилого помещения на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья.
Несмотря на это, приказом командующего Северным флотом от 14 ноября 2009 года N 271 Квитко был досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилья.
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Содержание названных законодательных норм указывает на то, что увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями может быть реализовано при невозможности дальнейшего прохождения им военной службы и при его согласии на такое увольнение.
Из материалов дела усматривается, что сведений о том, что в период действия заключенного с заявителем контракта о прохождении военной службы до 19 июня 2010 года командованием рассматривался вопрос о его назначении на равные воинские должности, учитывающие установленные ограничения по состоянию здоровья, в деле не содержится.
Таким образом, вывод суда о законности приказа командующего Северным флотом в части досрочного увольнения Квитко с военной службы в запас основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем требование заявителя о восстановлении на военной службе подлежит удовлетворению.
Что касается заявления в части восстановления Квитко в прежней должности старшего помощника командира по боевому управлению подводной лодки до получения жилья с последующим представлением командиром войсковой части <...> к увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, то его следует признать необоснованным ввиду невозможности заявителем исполнять эту должность по состоянию здоровья.
С учетом изложенного решение суда в части возложения на командира войсковой части <...> обязанности по удержанию заявителя в списках личного состава части без назначения на воинские должности с последующим исключением из этих списков после обеспечения его жильем не основано на законе.
Таким образом, Квитко подлежит восстановлению на военной службе до получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья, и с учетом положений части 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, Военная коллегия полагает необходимым отменить все состоявшиеся судебные постановления в части признания правомерным увольнения заявителя с военной службы без обеспечения жильем и возложения на командира войсковой части <...> обязанности по удержанию заявителя в списках личного состава части без назначения на воинские должности до предоставления жилого помещения и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об удовлетворении заявления Квитко в вышеуказанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 386 - 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия
определила:
решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 3 марта 2010 года и кассационное определение Северного флотского военного суда от 8 апреля 2010 года по заявлению Квитко Б.В. в части признания правомерным увольнения заявителя с военной службы без обеспечения жильем и возложения на командира войсковой части <...> обязанности по удержанию заявителя в списках личного состава части без назначения на воинские должности до предоставления жилого помещения отменить.
Принять в этой части новое решение:
Заявление Квитко Б.В. о восстановлении на военной службе до обеспечения жильем по избранному им месту жительства удовлетворить.
Приказ командующего Северным флотом от 14 ноября 2009 года N 271 в части досрочного увольнения Квитко с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями признать незаконным и не действующим со дня издания.
Обязать командующего Северным флотом восстановить Квитко на военной службе до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В остальном судебные постановления оставить без изменения, а надзорную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской федерации
И.В.КРУПНОВ
Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды:
[quote]Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2011 N 202-В10-21
Исковые требования об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части, связанных с отказом в признании нуждающимся в служебном жилом помещении и постановкой на регистрационный учет, удовлетворены правомерно, поскольку расторжение с истцом договора социального найма жилого помещения, нанимателем которого является его бывшая супруга, не может служить основанием для отказа в предоставлении ему служебного жилого помещения.
[/quote]

Показать текст
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2011 г. N 202-В10-21
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Королева Л.А. и Шалякина А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе заявителя Несмеянова А.Е. на кассационное определение Ленинградского окружного военного суда от 5 апреля 2010 года, которым изменено решение Псковского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2010 года по заявлению военнослужащего войсковой части <...> Несмеянова А.Е. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части <...>, связанных с отказом в признании нуждающимся в служебном жилом помещении и постановкой на регистрационный учет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, выступление заявителя Несмеянова А.Е. в обоснование доводов надзорной жалобы, объяснения представителей командира войсковой части <...> Наливайко А.А. и Юртеевой Е.В., возражавших против удовлетворения надзорной жалобы, Военная коллегия
установила:
решением Псковского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2010 года вышеназванное заявление Несмеянова удовлетворено частично.
Суд признал незаконным утвержденное командиром воинской части решение жилищной комиссии войсковой части <...> об отказе в признании заявителя нуждающимся в служебном жилом помещении и постановке на регистрационный учет и возложил на командира и жилищную комиссию воинской части обязанность по повторному рассмотрению этого вопроса, а также взыскал с воинской части в пользу Несмеянова судебные расходы в размере <...> рублей.
В удовлетворении заявления Несмеянова о возложении на командира и жилищную комиссию воинской части обязанности по признанию его нуждающимся в служебном жилом помещении и постановке на регистрационный учет отказано.
В обоснование удовлетворения заявления суд первой инстанции в решении указал на необеспечение Несмеянова по месту военной службы жилым помещением, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 2 статьи 99 ЖК РФ является основанием для обеспечения его служебным жильем. При этом указание в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на обеспечение жильем военнослужащих, прибывших к новому месту военной службы, по выводу суда, относится не к условиям (основаниям) признания их нуждающимися в жилом помещении, а к указанному в Законе сроку обеспечения.
Кассационным определением Ленинградского окружного военного суда от 5 апреля 2010 года решение суда в части удовлетворенных требований отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 24 сентября 2010 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции Несмеянову отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И. от 24 декабря 2010 года по жалобе заявителя возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Несмеянов, утверждая об имеющемся у него праве на обеспечение по месту военной службы служебным жильем, просит кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование жалобы он указывает на неправильное применение судом кассационной инстанции норм материального права, согласно которым в главе 7 ЖК РФ в качестве условий для предоставления служебного жилья не содержится такое условие как прибытие военнослужащего к новому месту военной службы, а лишь предъявляется требование об отсутствии у него жилого помещения в соответствующем населенном пункте.
Также заявитель указывает в жалобе на отсутствие равного права пользования с бывшей супругой жилым помещением в период проживания в нем.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что после заключения брака Несмеянов в 1993 году в городе Пскове вселился в квартиру, нанимателем которой в последующем стала его супруга.
В 2004 году Несмеянов поступил на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности в воинскую часть, дислоцирующуюся в городе <...>. После расторжения в августе 2009 года брака и выезда из квартиры бывшая жена заявителя в судебном порядке добилась расторжения с ним договора социального найма жилого помещения.
23 ноября 2009 года заявитель обратился по команде с рапортом об обеспечении его служебным жилым помещением в связи с его отсутствием по месту прохождения военной службы, однако решением жилищной комиссии воинской части от 15 декабря 2009 года, утвержденной командиром, ему в этом было отказано.
В обоснование отказа указывалось на ухудшение заявителем жилищных условий и отсутствие факта прибытия его к новому месту службы на момент заключения в 2004 году контракта о прохождении военной службы.
Такое решение командования суд кассационной инстанции признал законным.
При этом окружной военный суд указал в определении, что вопреки выводу суда первой инстанции в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не только определен порядок предоставления военнослужащим служебного жилья, но и содержатся условия его предоставления, одним из которых является прибытие военнослужащего на новое место военной службы. Поэтому наличие у Несмеянова на момент поступления на военную службу жилья для постоянного проживания препятствовало признанию его в последующем нуждающимся в служебном жилом помещении.
То есть суд посчитал, что при предоставлении военнослужащим жилых помещений действующим законодательством установлены по сравнению с другими гражданами определенные ограничения исходя из их особого правового статуса.
Такое истолкование закона является неправильным.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ЖК РФ устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Следовательно, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Несмеянов на момент обращения к командованию с просьбой об обеспечении его служебным жилым помещением этим требованиям отвечал.
Что касается особого правового статуса военнослужащих, выражающегося, в том числе в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, то он указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими дополнительных гарантий и компенсаций. Такие гарантии и компенсации закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", статья 15 которого также не содержит положений о возможности ограничения жилищных прав военнослужащих - граждан Российской Федерации, предусмотренных жилищным законодательством.
При этом в пункте 1 статьи 15 названного Закона прямо указано, что предоставление военнослужащим жилых помещений осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Более того, содержание названной статьи прямо указывает на то, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Аналогичное положение содержится в Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ Российской Федерации от 9 октября 2006 года N 478.
Согласно пункту 3 Инструкции служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте или в непосредственной близости от него для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту военной службы.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда о наличии у Несмеянова права на служебное жилое помещение основан на законе.
При этом суд первой инстанции правомерно указал в решении, что содержащееся в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требование об обеспечении прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, а возлагает на командование обязанность по обеспечению их жильем в указанные сроки.
Расторжение с Несмеяновым договора социального найма жилого помещения, нанимателем которого является его бывшая супруга, не может служить основанием для отказа в предоставлении ему служебного жилого помещения, поскольку статья 53 ЖК РФ, предусматривающая последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий, распространяется на правоотношения, связанные с принятием на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а не в служебном жилье.
Допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя.
Это обстоятельство является основанием для отмены в порядке надзора кассационного определения Ленинградского окружного военного суда от 5 апреля 2010 года в вышеуказанной части и оставления в силе решения Псковского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 386 - 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия
определила:
кассационное определение Ленинградского окружного военного суда от 5 апреля 2010 года по заявлению Несмеянова А.Е. в части отказа в удовлетворении заявления о признании за заявителем права на обеспечение служебным жилым помещением отменить.
Оставить в силе решение Псковского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2010 года по заявлению Несмеянова.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.КРУПНОВ