Воробьев А.А., Глухов Е.А. статья про продажу местров

Показать текст
Продажа дополнительных метров военнослужащим: плюсы и минусы
А.А. Воробьев, судья Рязанского гарнизонного военного суда;
Е.А. Глухов, кандидат юридических наук
Менее года назад в своем диссертационном исследовании один из авторов писал:
«В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность военнослужащего бесплатно составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров квартиры размер общей площади предоставляемых жилых помещений может быть превышен, но не более чем на 9 кв. м в общей сложности (на одинокого гражданина норма предоставления жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза).
В настоящее время имеют место случаи закупки и получения военным ведомством жилья, общая площадь которого не подходит по размерам для предоставления военнослужащим и их семьям любого состава. Так, квартиры общей площадью от 64 до 68, от 82 до 86, от 100 до 104 кв. м не могут быть на законных основаниях распределены семьям военнослужащих, сколько бы в них не было человек. Например, квартира общей площадью 65 кв. м мала для предоставления на семью из четырех человек и велика для предоставления на семью из трех человек (даже с учетом допустимого превышения нормы предоставления в 9 кв. м). По закону нельзя предоставить такую квартиру и семье военнослужащего из трех человек, имеющего право на дополнительную общую площадь жилого помещения от 15 до 25 кв. м, т.к. 3*18 + (15...25) = 69...79 кв. м (п. 8 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, данные квартиры останутся «мертвым грузом» числиться за военным ведомством либо будут распределены военнослужащим с нарушением закона.
По словам Министра обороны Российской Федерации А. Сердюкова «рассматривается вопрос предоставления военнослужащему права доплачивать за лишние метры по той же цене, по которой это жилье приобрело Минобороны». Действительно, 17 февраля 2010 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 30 5 4 95-5, ст. 2 которого предписывалось внести изменения и дополнения в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяющие военнослужащим с их согласия оплачивать стоимость превышения общей площади предоставляемого жилого помещения. Однако ко второму чтению в апреле 2010 г. это положение было удалено из законопроекта, несмотря на наличие положительных заключений всех заинтересованных комитетов Государственной Думы.
Представляется целесообразным вернуться к рассмотрению положений данного законопроекта, что позволит на законных основаниях предоставлять военнослужащим любые имеющиеся в распоряжении военных ведомств жилые помещения».
Однако совсем недавно в Интернете автор приведенной выше цитаты обнаружил информацию, свидетельствующую о реализации своей мысли, изложенной ранее в диссертации. Оказывается, приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. № 1450 уже утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения (далее - Порядок).
Изучив вышеупомянутый приказ и утвержденный им Порядок, мы пришли к некоторым выводам, которыми хотели бы поделиться с читателями.
Начнем с положительных моментов: действительно, с конца августа 2011 г. у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации появилась возможность получить жилье большей площади, чем им положено по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (ст. 15.1). Причем, судя по отзывам многих военнослужащих, размер доплаты за дополнительные метры со стороны военнослужащего гораздо менее их рыночной стоимости в данной местности. Таким образом, некоторые военнослужащие могут одновременно и получить гарантированную им от государства жилую площадь, и приобрести дополнительные жилые метры по выгодной цене.
Кроме того, у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент жилищного обеспечения) появилась возможность распределять так называемые неликвидные квартиры, а само военное ведомство получило возможность не только не оплачивать более содержание таких длительно пустующих квартир, но и получить дополнительные внебюджетные денежные средства за их предоставление от военнослужащих. О том, что такая проблема в настоящее время имеется, свидетельствует и выступление заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Н. Федоряка, который заявил о том, что, по последним данным Минобороны, в армии и на флоте невостребованными остаются 33 тыс. квартир, построенных для военнослужащих в различных регионах страны.
Вместе с тем, кроме вышеприведенных положительных моментов, существуют еще целый ряд отрицательных, некоторые из которых приводятся ниже.
1.Документ (Порядок), регламентирующий столь важный для многих тысяч военнослужащих вопрос жилищного обеспечения, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации, без внесения изменений в федеральные законы.
В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из самого Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Министр обороны Российской федерации имеет право регламентировать жилищные правоотношения с участием военнослужащих своими приказами, но только в случае наделения его такими полномочиями; при этом такие приказы должны соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня.
Хотя это и напрямую не указано в законодательстве, но сформировавшаяся судебная практика Верховного Суда Российской Федерации признает за руководителем военного ведомства право на издание приказов, регламентирующих порядок жилищного обеспечения военнослужащих. Так, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № КАС 11-146 в обоснование данного права имеется ссылка на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства Российской Федерации не наделяют Министра обороны Российской Федерации правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений.
В преамбуле приказа Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № 1450 указано, что он издан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и поручением Президента Российской Федерации от 12 января 2011 г. № Пр-76. Однако, как уже было указано выше, в нормативных правовых актах задачи по возложению такой функции на Министерство обороны Российской Федерации, автор не усмотрел; что же касается поручения Президента Российской Федерации от 12 января 2011 г. № Пр-76, то его авторы ни на сайте Президента Российской Федерации, ни в иных ресурсах Интернета найти не смогли, что не характерно для такого рода документов. Однако даже если такое поручение и существует, то оно не обличено в форму указа, а потому на основании ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации не может наделить Министерство обороны Российской Федерации такими полномочиями.
Немного отвлекаясь от основной темы настоящей статьи, стоит отметить, что на то же поручение Президента Российской Федерации имеется ссылка в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в части признания утратившим силу п. 1 ст. 23 данного Закона, в настоящее время запрещающего увольнять нуждающихся в жилье военнослужащих без предоставления жилья без их желания. К слову, данный законопроект появился в Интернете в конце октября 2011 г. и получил весьма негативную оценку общественности.
Однако в любом случае, вне зависимости от наличия указанного поручения Президента Российской Федерации, для осуществления взимания денег с военнослужащих за гарантированное им законом жилье необходимо изменение действующего законодательства, в частности, ст.ст. 15 и 15.1 -Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Напомним, что согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета, т. е. без какой-либо доплаты с их стороны.
Статья 15.1 данного Закона содержит четкие указания на размер предоставляемых военнослужащим жилых помещений без указания на возможность отхождения или игнорирования ее норм в каких-либо случаях.
Пункт 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает единственное исключение из правила о соблюдении нормы предоставления жилой площади: в случае, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний. Таким образом, в настоящее время положения приказа Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № 1450дсп в этой части не соответствуют двум федеральным законам. Возможно, именно поэтому указанный приказ имеет гриф «для служебного пользования», не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован для всеобщего ознакомления, а потому в соответствии с п.
10Указа Президента Российской Федерации 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений.
2.Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № 1450дсп Порядок в весьма завуалированной, трудной для восприятия форме повествует о возможности военнослужащих получить жилое помещение сверх установленной законодательством площади. Для этого необходимо «волеизъявление военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения» (п. 2 Порядка). Как видно, разработчики данного приказа не называют денежные средства, уплачиваемые военнослужащим согласно этому приказу, доплатой или оплатой стоимости. Речь в приказе идет о компенсации затрат федерального бюджета.
В различных словарях термин «компенсация» толкуется как вознаграждение за что-нибудь, возмещение затрат, понесенных убытков, расходов; вознаграждение за что-либо. Получается, что военнослужащий, согласно Порядку, вознаграждает федеральный бюджет (читай «государство») за понесенные им затраты. Однако, во-первых, военнослужащие и без всяких вознаграждений отнесены к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилья. Во-вторых, используя словосочетание «компенсация затрат федерального бюджета» Министерство обороны Российской Федерации тем самым дистанцируется от непосредственного получения денежных средств, оно как бы не является стороной данных отношений (деньги перечисляются в федеральный бюджет, а не в Министерство обороны Российской Федерации). Согласно п. 6 Порядка Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ежеквартально сообщает в Департамент жилищного обеспечения информацию о банковских реквизитах лицевого счета соответствующего администратора доходов федерального бюджета. В реальности же (по состоянию на ноябрь 2011 г.) получателем денежных средств по платежным документам военнослужащих являлись управления финансового обеспечения (УФО) Министерства обороны Российской Федерации, т. е. фактически деньги от такого рода «сделки» поступили именно в Министерство обороны Российской Федерации, хотя об этом прямо и не сказано в Порядке.
Возникает вопрос: а действительно являются ли оплата и предоставление жилья в большем размере военнослужащему сделкой купли-продажи? Распространяются ли на нее правила гражданского законодательства?
Исходя из характера военной службы, который предусматривает довольно частые смены места службы и населенных пунктов, повышенную опасность для здоровья, можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих служебных обязанностей. Речь идет о том, что обеспечение военнослужащего жилищем необходимо, в первую очередь не в целях повышения его благосостояния и жизненного уровня, а в целях обеспечения условий для качественного и эффективного исполнения им обязанностей военной службы.
Кроме того, основными методами военного управления являются методы юридического властвования или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления, свойственные административному регулированию отношений. Соответственно отношениям между военнослужащим, претендующим на жилищное обеспечение, и органом военного управления, являющимся поставщиком данной государственной услуги, также присущ императивный административный характер. В вопросах жилищного обеспечения военнослужащий не выступает в качестве равного субъекта во взаимоотношениях с органами военного управления, а является зависимым от них. Подтверждение не равных, зависимых отношений военнослужащего от органов военного управления, распределяющих жилые помещения, можно обнаружить в материалах судебной практики военных судов по жилищным спорам военнослужащих, где практически все они рассматриваются по правилам гл. 23 - 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, т. е. как споры, возникающие из публичных правоотношений, а не в исковом порядке.
Вышеприведенные доводы ставят под сомнение легитимность гражданско-правовых сделок военнослужащих с довольствующими органами по вопросам обеспечения их положенными видами довольствия.
Таким образом, существующее противоречие между необходимостью распределять имеющиеся в распоряжении Департамента жилищного обеспечения так называемые неликвидные по метражу квартиры и невозможностью таких действий с точки зрения закона разрешено в пользу целесообразности в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Здесь следует отметить, что указанная проблема назрела по вине недальновидных должностных лиц военного ведомства, согласившихся или оформивших документы на закупку (строительство) квартир для военнослужащих, не подходящих по своей площади для обычного распределения, обременительных по оплате за их содержание для самого военного ведомства.
Выход из сложившегося противоречия видится авторам в урегулировании только на законодательном уровне именно вопроса покупки военнослужащими дополнительных метров, по действующему закону им не положенных. Разъясним указанную мысль более подробно на конкретном примере.
Согласно приказу Министра обороны Российской федерации 2011 г. № 1450 полковнику N. на семью из одного человека была предложена двухкомнатная квартира в г. Санкт-Петербурге общей площадью 55,5 кв. м с доплатой за 12,5 кв. м в размере 553 тыс. руб. Следовательно, по логике чиновников Департамента жилищного обеспечения, без доплаты полковнику N. была положена квартира общей площадью до 43 кв. м.
Согласно п. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» размер предоставляемой одиноко проживающему военнослужащему жилой площади составляет от 18 до 36 кв.м. А в связи с тем, что такой военнослужащий имеет воинское звание «полковник», то с учетом положений п. 8 ст. 15 данного Закона ему должна предоставляться квартира площадью от 33 до 61 кв.м.
Таким образом, квартира общей площадью 55,5 кв. м, которую в приведенном выше примере полковник N. приобрел за 553 тыс. руб., могла быть вполне на законных основаниях предоставлена ему бесплатно. Если рассматривать максимально возможную по закону для предоставления полковнику N. площадь жилого помещения как положенный ему вид довольствия, то получается, что военнослужащий заплатил за него свои собственные денежные средства, чего, по мнению авторов, быть не должно.
Кроме того, на рассмотренном примере явно видно, что такую квартиру общей площадью 55,5 кв. м можно было на вполне законных основаниях без всякой доплаты предоставить семье военнослужащего из трех человек, не обладающей правом на дополнительную жилую площадь (18 * 3 = 54 кв. м + 1,5 кв. м. площади конструктивных особенностей квартиры), тем более что таких нуждающихся в жилых помещениях в г. Санкт-Петербурге множество. Но военные чиновники пошли иным путем, решив распределить ту же квартиру с получением денежных средств от нуждающегося в ней военнослужащего.
Таким способом Министерство обороны Российской Федерации решает сразу две задачи: получает дополнительные внебюджетные денежные средства и одновременно сокращает очередь нуждающихся в жилье военнослужащих. Однако поскольку обе указанные цели выгодны военному ведомству, то возникает вопрос о соблюдении при такой процедуре распределения жилья принципа очередности его получения.
3.По общему правилу, приведенному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Порядок также регулирует вопросы предоставления жилья по договорам социального найма нуждающимся в получении жилья военнослужащим, однако не ставит данный вопрос в зависимость от времени принятия военнослужащего на учет, т. е. позволяет рассылать предложения о получении жилья с превышением метров и доплатой за них, минуя очередность. Тем самым Департамент жилищного обеспечения и его подразделения могут изменять объем прав нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих в части сроков их предоставления по своему усмотрению. Похоже, на стадии распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации начинает применяться «принцип генерала Франко: своим - все, остальным - по закону». В свою очередь; такое положение дел неминуемо повлечет рост коррупционных отношений на данном этапе жилищного обеспечения военнослужащих. Проблема еще и в том, что введенная в Вооруженных Силах Российской Федерации единая очередь нуждающихся в жилых помещениях де-юре должна предусматривать именно присвоение конкретных номеров состоящим в данной очереди военнослужащим, предоставление жилья следующему военнослужащему только после предложения такого жилья предыдущему военнослужащему, имеющему право на его получение. Де-факто же проверить создание такой очереди и распределение жилья согласно очередности не представляется возможным: на сайте Министерства обороны Российской Федерации можно убедиться лишь в нахождении в очереди конкретного военнослужащего, но увидеть его номер в очереди, посмотреть, сколько нуждающихся в жилье военнослужащих числятся в той же очереди впереди него, нельзя. Указанные недостатки делают такую очередь непрозрачной и заставляют усомниться в распределении жилья согласно очередности, как то предписывает Жилищный кодекс Российской Федерации.
Оппоненты могут возразить, что комментируемый приказ регулирует отношения по предоставлению жилья не только по договорам социального найма, но и в собственность, поэтому соблюдение очередности предоставления жилья не обязательно. Действительно, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает очередь на получение жилья в собственность, и в этом плане противоречий с законодательством нормы приказа не содержат.
Однако в Жилищном кодексе Российской Федерации имеются другие нормы, по смыслу которых предоставление любого вида жилых помещений без очереди не является законным. Так, в ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что жилищное законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Граждане, осуществляя жилищные права, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что в случае неурегулированности жилищных отношений законом и невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что даже при предоставлении жилья военнослужащим в собственность принцип его предоставления по очередности должен соблюдаться.
4.Что касается оплаты военнослужащим «затрат федерального бюджета» за дополнительные метры, то здесь хотелось бы отметить еще два противоречия такой оплаты законодательству:
1)военнослужащий, оплачивая «затраты федерального бюджета», а фактически неположенные ему по закону метры при получении жилья по договору социального найма, не становится их собственником. По общепринятой логике оплата лишних метров жилья должна привести к переходу их в собственность покупателя, но этого не происходит. После внесения денег в федеральный бюджет не меняется собственник ни квартиры (по договору социального найма) полностью, ни ее части: такая квартира по-прежнему остается в собственности Российской Федерации. Это означает, что часть квартиры как товар даже после внесения платы за него все равно остается в собственности продавца (данная операция через органы Росреестра России не проводится и надлежащим документом не оформляется).
В этом плане законопроект № 305495-5 2009 г., снятый с рассмотрения Государственной Думой после первого чтения, предлагал более понятный и привычный для обычных граждан вариант, допуская передачу жилья с превышением метража военнослужащим только в собственность;
2)определение суммы «затрат федерального бюджета» осуществляется самим Министерством обороны Российской Федерации (его подразделениями). Пункт 6 Порядка не содержит каких-либо условий, формул и методик определения стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Вместо этого пункт 6 Порядка лишь устанавливает, что указанная стоимость определяется на основании некой начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации. Естественно, что начальная цена одного квадратного метра общей площади жилья по конкретному субъекту Российской Федерации и стоимость одного квадратного метра для производства оплаты военнослужащим - это разные понятия, хотя и взаимосвязанные. И как именно начальная цена одного метра жилья по данному субъекту Российской Федерации видоизменяется в стоимость одного метра (которую и должен оплатить военнослужащий), Порядок не регламентирует. Между тем стоимость жилья в различных населенных пунктах одного и того же региона Российской Федерации варьируется в разы.
Кроме того, саму начальную единую цену одного квадратного метра жилья по субъекту Российской Федерации устанавливает Министр обороны Российской Федерации своим приказом, а Порядок также не указывает, как именно. Таким образом, конкретная сумма, которую предлагается заплатить военнослужащему за предоставление ему жилья свыше установленного законодательством метража, целиком определяется должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации, а порядок ее подсчета не прозрачен и не доступен для военнослужащего. Более того, исходя из нормы п. 6 Порядка, Министр обороны Российской Федерации может изменять начальную цену уже построенного объекта недвижимости, следовательно, уже оплаченного, ежеквартально, опять-таки, без каких-либо дополнительных условий, что также свидетельствует о широте дискреционных полномочий
Министерства обороны Российской Федерации и коррупциогенности Порядка.
Логичнее было бы определять цену квадратного метра превышения предоставляемого жилья по закупочной цене для Министерства обороны Российской Федерации, что было бы более понятным, прозрачным и доступным для восприятия военнослужащих. Иначе можно предположить, что Министерство обороны Российской Федерации перепродает закупленные им метры по более высокой цене, что относится уже к предпринимательской деятельности, не свойственной военному ведомству.
Однобокость подхода Министерства обороны Российской Федерации в вопросе введения товарно-денежных отношений при обеспечении военнослужащих жильем проявляется и в следующем. Приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № 1450 установлена оплата превышения метража в предоставляемом ему жилом помещении со стороны военнослужащего, но ни одним правовым актом не установлена компенсация из федерального бюджета военнослужащим, дающим согласие на получение жилых помещений менее установленной законодательством нормы, что однозначно приводит к экономии бюджетных средств.
Предполагаемая стоимость оплаты за лишние метры также является скрытой. Из анализа п. 4 Порядка следует, что военнослужащий заблаговременно уведомляет Департамент жилищного обеспечения о своем желании «компенсировать затраты федерального бюджета», не зная сумму этих так называемых затрат. Как уже указывалось выше, размер оплаты устанавливают должностные лица Министерства обороны Российской Федерации, этот размер не постоянный и меняется как с течением времени, так и в зависимости от иных, неизвестных военнослужащим, обстоятельств. Таким образом, военнослужащий заранее соглашается оплачивать неизвестную ему сумму.
Кроме собственно неопределенных «затрат федерального бюджета» военнослужащий заранее соглашается и на оплату неизвестных для него затрат кредитных учреждений (также заранее неизвестных военнослужащему) по переводу денежных средств.
Впоследствии при получении от Департамента жилищного обеспечения предложения о распределении военнослужащему жилого помещения с превышением метража и оплате «затрат федерального бюджета» у такого военнослужащего может просто не хватить денежных средств на эти цели. Ведь единственным источником дохода для военнослужащего может быть только его денежное довольствие, которое в настоящее время совсем не велико. В этом случае будет зафиксирован отказ военнослужащего от получения предложенного жилья, что в последующем может трактоваться как злоупотребление военнослужащим своим правом.
Некоторая путаница возникает и при применении п. 10 Порядка, в котором говорится, что жилье с дополнительно оплаченными метрами предоставляется военнослужащим, оплатившим «затраты федерального бюджета», в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 1280 либо Постановлением Правительства Российской Федерации 201 1 г. № 512. Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможность предоставления военнослужащим жилья с превышением норм предоставления, установленных федеральным законом. Указанное обстоятельство является очередным коррупциогенным фактором, содержащимся в Порядке.
Да и само предложение военнослужащему участвовать в покупке дополнительных метров в предлагаемой квартире также является, по мнению авторов, коррупциогенным фактором в виде использования широких дискреционных полномочий. Как указано в п. 4 Порядка, военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной ст.
15.1Федерального закона «О статусе военнослужащих». Приведенная формулировка Порядка означает, что военнослужащему может быть и не предоставлено такое жилое помещение, и даже не предложен вариант получения жилья с превышением метража. Принятие или непринятие решения о предложении военнослужащему получить жилое помещение сверх нормы, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» целиком зависит от специализированных организаций Министерства обороны Российской Федерации (Департамента жилищного обеспечения и его структурных подразделений), причем без установления каких-либо условий принятия таких решений: кому предлагать, а кому - не предлагать.
Другой коррупциогенный фактор - выборочное изменение объема прав - проявляется в п. 3 Порядка в части регламентации вопросов конкретного размера превышения предлагаемой военнослужащему квартиры (дома). Порядок указывает, что размер превышения не должен превышать 18 кв. м общей площади жилого помещения, что означает варьирование любым размером превышения от 0,001 кв. м до 18 кв. м целиком по усмотрению должностных лиц Департамента жилищного обеспечения. Здесь же в качестве еще одной составляющей данного коррупциогенного фактора следует отметить, что п. 3 Порядка умалчивает, входят ли в размер превышения общей площади жилого помещения, подлежащей доплате, предусмотренные п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 9 кв. м конструктивных особенностей жилого помещения.
В завершение настоящей статьи отдельно хотелось бы остановиться на отсутствии прозрачности информации по вопросу доплаты военнослужащими за жилье с превышением метража. Сам приказ Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № 1450, как уже отмечалось, носит гриф «для служебного пользования», потому не размещается в Интернете и на сайте Министерства обороны Российской Федерации. Вопросы ценообразования суммы доплат также не носят открытого характера. Более того, сама очередь нуждающихся в жилье по договорам социального найма военнослужащих не является доступной ее участникам- военнослужащим. А из п. 1 Порядка следует, что данный документ вообще не регламентирует вопросы с участием военнослужащих, а лишь определяет взаимодействие органов военного управления между собой.
Указанные факторы в совокупности позволяют манипулировать очередностью и жилыми помещениями, предназначенными для распределения военнослужащим. Поэтому полагаем целесообразным указанные в настоящей статье недостатки правового регулирования учесть при рассмотрении вопроса об изменении законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих аппаратом Государственной Думы.