
Показать текст
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. N 33-5464
Судья Кудакова В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Совкича А.П.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Г. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД РФ по Саратовской области) об отказе в назначении выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения по апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 11.07.2014 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя ответчика ГУ МВД РФ по Саратовской области - Л., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.Г. обратилась с иском к ГУ МВД РФ по Саратовской области об отказе в назначении выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения. В обоснование требований указала, что проходила службу в войсковой части N в должности ефрейтора с <дата> по <дата> Пенсионное обеспечение получает через центр финансового обеспечения ГУ МВД РФ по <адрес>, пенсионное дело N.
Перед увольнением с военной службы Т.Г. <дата> подала рапорт о постановке на жилищный учет в войсковой части N в связи с выбором постоянного места жительства после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста в <адрес>, по итогам рассмотрения которого жилищная комиссия приняла решение об отказе.
Однако <дата> она была поставлена на жилищный учет жилищной комиссией в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства на основании решения суда с даты подачи рапорта <дата>.
<дата> истцом было направлено заявление с приложением необходимых документов в адрес ОПО ЦСО ГУ МВД России по Саратовской области о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения с <дата> г.
Согласно ответам ГУ МВД России по Саратовской области от <дата> и <дата> в предоставлении указанной выплаты истцу отказано, поскольку такая компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г.
С данными отказами Т.Г. не согласилась, полагая свое право нарушенным, обратилась в суд.
Решением Кировского районного суда г. Саратова за Т.Г. признано право на получение компенсации за наем жилого помещения с 01.01.2012 г. до момента прекращения оснований находиться на учете получения жилого помещения по выбранному после увольнения месту жительства.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Саратовской области выражает несогласие с решением суда, ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в иске. В доводах жалобы автор указывает на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку компенсация за наем жилого помещения выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Истец поставлен на жилищный учет <дата> г., а поэтому оснований для выплаты компенсации не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Л. доводы жалобы поддержала, просила отменить решение суда.
Истец Т.Г., ее представитель Т.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От истца в адрес судебной коллегии поступила телеграмма с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом войсковой части N от <дата> N с/ч истец с <дата> уволен в связи с достижением предельного возраста. Выслуга составляет 15 лет 22 дня (л.д. 53).
С <дата> Т.Г. назначена выплата пенсии, которая осуществляется ГУ МВД РФ по Саратовской области (л.д. 40).
<дата> истец подал рапорт о постановке на жилищный учет военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения в запас. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N от <дата> N Т.Г. поставлена на жилищный учет с даты подачи рапорта - <дата> на основании апелляционного определения Приволжского окружного военного суда от <дата> (л.д. 54-55).
С <дата> по <дата> Т.Г. обеспечивалась ежемесячной денежной компенсацией за поднаем жилого помещения в размере 3600 руб. (л.д. 44), а с 01.01.2012 г. получателем компенсации за поднаем жилого помещения в войсковой части не является (л.д. 41).
<дата> истцу выдан на руки Государственный жилищный сертификат серия <данные изъяты> от <дата> (л.д. 81).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиком, что до увольнения в запас Т.Г. получала компенсацию за наем жилого помещения, однако после увольнения данного рода компенсация не выплачивается. Основанием отказа к выплате послужил тот факт, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г.
Из материалов дела следует, что истцом понесены расходы за аренду жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с оплатой 3600 руб. в месяц (л.д. 49-52).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В силу п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона, военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) также предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Определенная указанной нормой ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01.01.2005 г. связана с изменением формы обеспечения жильем.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П п. п. 2 и 14 ст. 15 Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01.01.2005 г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.
При этом указано на то, что с учетом положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 г. граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005 г. и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 01.01.2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.
Законодатель освободил органы местного самоуправления с 01.01.2005 г. от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и возложил обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П, содержащаяся в абзаце втором п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 г., поскольку в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Таким образом, с учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением и не может быть связано с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Саратовской области от 11.07.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.