Избранное место жилья при увольнении

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3301

Непрочитанное сообщение лсв62 » 22 окт 2014, 09:03

должностными лицами не всесторонне и не в полном объеме рассмотрен вопрос о предстоящем увольнении с военной службы, т.е. мною не были представлены документы о предстоящем увольнении по льготным основаниям,
Раз Вы относитесь к категории "до 98" то это обстоятельство не имеет значение. Служба за пределами РФ не является препятствием в признании нуждающимся в жилом помещении, то обстоятельство, что за пределами РФ, по месту, службы не может быть распределено ЖП тоже не влияет на само признание как на процедуру в реализации права на жилище.
Подал документы в Суд для обжалования Решения.
Сам или через представителя судиться будете? Хотелось бы прочесть это заявление, это возможно?
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

мойша цуккерман
Постоянный участник
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 14:18

#3302

Непрочитанное сообщение мойша цуккерман » 19 дек 2014, 14:04

:?: Бывшему воину и военпенсу предв.распределено жилье срок завершения работ по строительству которого неизвестен. Активно обсуждается перенос срока сдачи домов на следующий год (а с учетом эконом.обстановки может и годы) - при этом не исключен и доп.контракт с новым сроком сдачи домов :cry:.
Оценив обстановку военпенсу пришла идея перевести место получения пенсии поближе к избранному месту жительства - столице.
Теперь :?: - не будет ли Минобороны трактовать такое перемещение места получения пенсии как изменение места обеспечения жильем?
А если этим новым местом получения пенсии будет Р.Беларусь?
Заявления на изменение избранного места жительства в ДЖО ведь не будет :!:, а ехать в место хранения квартирного дела одинаково.
ЗЫ: жилье ждать очень-очень долго :cry: .
"не уповаю..." © с 2011 года

alex56
Заслуженный участник
Сообщения: 29377
Зарегистрирован: 17 окт 2008, 21:30

#3303

Непрочитанное сообщение alex56 » 19 дек 2014, 14:17

не будет ли Минобороны трактовать такое перемещение места получения пенсии как изменение места обеспечения жильем?
А если этим новым местом получения пенсии будет Р.Беларусь?
Если Беларусь, то только перевод на ЖС.

ALEXSKOR
Постоянный участник
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 19:56

#3304

Непрочитанное сообщение ALEXSKOR » 19 дек 2014, 16:40

Народ, подскажите, пожалуйста, когда прошел закон о запрещении менять ИПМЖ??????

Аватара пользователя
Рыбий глаз
Постоянный участник
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 16:12

#3305

Непрочитанное сообщение Рыбий глаз » 19 дек 2014, 19:31

28.12.13 г. ФЗ 405

ALEXSKOR
Постоянный участник
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 19:56

#3306

Непрочитанное сообщение ALEXSKOR » 19 дек 2014, 21:52

Спасибо за помощь! Сейчас они готовятся сделать следующее: Если я стою в реестре и у меня значится город, где не строится жилье МО РФ, то они будут давать по принципу: если допустим город Московской области, то в любом городе МО дают, а если отказываешься, то жилищную субсидию впихивают.

сухокожий
Заслуженный участник
Сообщения: 933
Зарегистрирован: 12 ноя 2011, 06:26

#3307

Непрочитанное сообщение сухокожий » 19 дек 2014, 22:15

Сейчас они готовятся сделать следующее: Если я стою в реестре и у меня значится город, где не строится жилье МО РФ, то они будут давать по принципу: если допустим город Московской области, то в любом городе МО дают, а если отказываешься, то жилищную субсидию впихивают.
1. Кто готовятся? 2. На основании какого законодательного акта?

ALEXSKOR
Постоянный участник
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 19:56

#3308

Непрочитанное сообщение ALEXSKOR » 20 дек 2014, 01:20

1. Кто готовятся? 2. На основании какого законодательного акта?
Жилищные органы наши....на основании того, что надо всех выпихнуть

сухокожий
Заслуженный участник
Сообщения: 933
Зарегистрирован: 12 ноя 2011, 06:26

#3309

Непрочитанное сообщение сухокожий » 20 дек 2014, 10:24

Жилищные органы наши....на основании того, что надо всех выпихнуть
ЖИЛИЩНЫЕ ОРГАНЫ НЕ УВОЛЬНЯЮТ! ;)

ALEXSKOR
Постоянный участник
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 19:56

#3310

Непрочитанное сообщение ALEXSKOR » 21 дек 2014, 01:25

ЖИЛИЩНЫЕ ОРГАНЫ НЕ УВОЛЬНЯЮТ!
ох....какие буквоеды ...... на основании резолюции жилорганов увольняет командование армейское

мойша цуккерман
Постоянный участник
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 14:18

Re:

#3311

Непрочитанное сообщение мойша цуккерман » 21 дек 2014, 19:40

не будет ли Минобороны трактовать такое перемещение места получения пенсии как изменение места обеспечения жильем?
А если этим новым местом получения пенсии будет Р.Беларусь?
Если Беларусь, то только перевод на ЖС.
Хотелось бы прочитать ход Ваших мыслей :oops: ... У меня вот что складывается: жилья нет - жду, Минобороны не решает проблему - я все еще жду, но переехал - и жду дальше в новом месте, дают жилье - въезжаю в квартиру вместе со своей неувеличенной пенсией. Как то так, думаю :) .
ЗЫ: готов к конструктивной критике (диалогу) :) .
"не уповаю..." © с 2011 года

alex56
Заслуженный участник
Сообщения: 29377
Зарегистрирован: 17 окт 2008, 21:30

#3312

Непрочитанное сообщение alex56 » 21 дек 2014, 20:51

Хотелось бы прочитать ход Ваших мыслей
МО РФ в Белоруссии жилье не строит.
У меня вот что складывается:
Это Ваше право - ждать.
Просто ждать можно на военной службе, а на пенсии чего ждать? И есть ли время для этого ожидания?

мойша цуккерман
Постоянный участник
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 14:18

Re:

#3313

Непрочитанное сообщение мойша цуккерман » 21 дек 2014, 21:12

МО РФ в Белоруссии жилье не строит.
Я на Белоруссию и не претендую, а временно там (до получения свидетельства о праве собственности) пожить надо (личные обстоятельства).
У меня вот что складывается:
Это Ваше право - ждать.
Просто ждать можно на военной службе, а на пенсии чего ждать? И есть ли время для этого ожидания?
Да я и жду, только я увольнялся не для того чтобы годами сидеть на одном месте как пень. А есть еще родственники, которым необходима помощь.
"не уповаю..." © с 2011 года

alex56
Заслуженный участник
Сообщения: 29377
Зарегистрирован: 17 окт 2008, 21:30

#3314

Непрочитанное сообщение alex56 » 21 дек 2014, 21:23

а временно там (до получения свидетельства о праве собственности) пожить надо (личные обстоятельства)
Не сразу понял о чем речь. Смена места жительства не является основанием для перевода Вас на субсидию.
Да я и жду, только я увольнялся не для того чтобы годами сидеть на одном месте как пень.
Тогда Вам не на форуме нужно писать, а приемную МО РФ. Ответ по срокам сдачи будет вероятно уклончивый, но от этого ответа можно дальше в своих обращениях идти. Главное грамотно вопросы формулировать, а то у большинства с этим туго.

мойша цуккерман
Постоянный участник
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 14:18

Re:

#3315

Непрочитанное сообщение мойша цуккерман » 21 дек 2014, 22:01

...Тогда Вам не на форуме нужно писать, а приемную МО РФ. Ответ по срокам сдачи будет вероятно уклончивый, но от этого ответа можно дальше в своих обращениях идти. Главное грамотно вопросы формулировать, а то у большинства с этим туго.
Сформулировал так, что уклончиво ответить не получится. Уже 3 недели как истек 30-ти дневный срок рассмотрения обращения, даже надзорные органы просил помочь ФОИВ отправить мне ответ. Пока жду, но я реально оцениваю обстановку - место жительства можно еще неоднократно изменить. Просто в нашем многоликом мире любимое Минобороны может трактовать законы :oops: ...
"не уповаю..." © с 2011 года

dfvgtr
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2015, 16:24

#3316

Непрочитанное сообщение dfvgtr » 14 фев 2015, 16:30

кто может помочь? уже много лет бьемся... даже к журналистам обратились http://pasmi.ru/archive/119068

Аватара пользователя
maxxx1979
Заслуженный участник
Сообщения: 15116
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 23:13

#3317

Непрочитанное сообщение maxxx1979 » 14 фев 2015, 23:56

Трощенко Р.А. 20 лет военной службы как "жилищный рубикон" (к вопросу о равенстве прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9. С. 48 - 56.
Показать текст
20 ЛЕТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК "ЖИЛИЩНЫЙ РУБИКОН"
(К ВОПРОСУ О РАВЕНСТВЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ИЗБРАННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА)

Р.А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р.А., старший преподаватель кафедры филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", юрист.

В публикации рассмотрены спорные вопросы, связанные с равенством прав граждан на обеспечение жильем в избранном месте жительства в зависимости от их принадлежности к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года или обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Ключевые слова: жилищное обеспечение военнослужащих, избранное место жительства, жилищная субсидия, жилое помещение для постоянного проживания, льготные основания для увольнения.

20 years of military service as "housing rubikon"
R.A. Troshchenko

In the publication are examined the debatable questions, connected with the equality of the rights of citizens to the guarantee with dwelling in the selected place of residence depending on their belonging with the category of the soldiers of those concluded contract about the passage of military service until January 1, 1998 or ensured for entire period of military service by official living quarters.

Key words: the housing guarantee of soldiers, the selected place of residence, housing subsidy, living quarters for the constant stay, privilege base for the release.

Несмотря на многочисленные изменения, внесенные в нормативные правовые акты, устанавливающие жилищные гарантии военнослужащим и регулирующие жилищные правоотношения с их участием, острота жилищного вопроса существенно не уменьшается. Как отмечает В.М. Корякин, подверженность жилищных норм перманентным изменениям, поправкам и дополнениям свидетельствует о нестабильности правового регулирования, порождает у военнослужащих, ожидающих квартиры, неуверенность в завтрашнем дне, стимулирует распространение слухов о грядущем окончательном урезании их жилищных прав <1>.
--------------------------------
<1> Корякин В.М. Уточнен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма и в собственность бесплатно // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 1. С. 31.

В рамках настоящей публикации автору хотелось бы в очередной раз обратить внимание на неоправданную, по его мнению, дифференциацию в подходе законодателя к решению вопроса об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих по избранному ими месту жительства. Наконец-то данная проблема прямо была обозначена на страницах журнала <2>. Как совершенно справедливо отмечает Д.Ю. Гайдин, из анализа ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) усматривается ничем не обоснованное и не имеющее какой-то смысл ограничение права на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., которое может возникнуть у них только при увольнении с военной службы по льготным основаниям, тогда как военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, приобретают право на жилищное обеспечение в указанной форме по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения <3>.
--------------------------------
<2> См. подробнее: Глухов Е.А. Разделение прав военнослужащих на получение постоянного жилья в зависимости от календарной даты // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4; Гайдин Д.Ю. Жилищное обеспечение военнослужащих в избранном месте жительства // Там же. N 6.
<3> Гайдин Д.Ю. Указ. соч. С. 49.

Напомним, что льготными основаниями увольнения с военной службы являются увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
До недавнего времени имело место и другое, как представляется, также ничем не оправданное различие в подходе к предоставлению указанным гражданам жилых помещений для постоянного проживания. На протяжении многих лет военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., такие помещения предоставлялись лишь по договору социального найма, тогда как военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, те же помещения предоставлялись по выбору указанных граждан как по договору социального найма, так и в собственность бесплатно. И лишь в 2013 г. Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона был изложен в новой редакции, закрепившей за военнослужащими, заключившими контракт до 1 января 1998 г., такое же право выбора.
Однако вернемся к вопросу о различиях в подходе законодателя к решению вопроса об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих по избранному ими постоянному месту жительства в зависимости от времени заключения ими контракта о прохождении военной службы.
Итак, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
В свою очередь, согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства (здесь и далее выделено мной. - Р.Т.) и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
Интересная деталь: первым предоставляется жилье или жилищная субсидия для приобретения жилья по избранному месту жительства, вторым - по избранному постоянному месту жительства. Однако речь, очевидно, идет в Законе об одном и том же месте.
Как видим, применительно к вопросу об обеспечении жильем по избранному месту жительства военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имеют преимущество в виде дополнительного основания для такого обеспечения - достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более. При этом избранное ими место жительства может как совпадать, так и отличаться от места их службы.
В соответствии абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Согласно п. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, исходя из абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона и п. 2 ст. 99 ЖК РФ обеспечение военнослужащих в период службы жилыми помещениями для постоянного проживания по месту, отличному от места службы, не снимает обязательств с государства по их обеспечению на время и по месту службы служебными жилыми помещениями, равно как и не налагает в указанном случае на военнослужащих обязанности по освобождению специализированных жилых помещений, занимаемых ими по месту службы.
Отметим также, что достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более и наличие юридически установленного факта нуждаемости в жилом помещении являются необходимыми и достаточными условиями для получения военнослужащими, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилья по избранному постоянному месту жительства. В том случае, если данное право не было реализовано гражданином во время службы или непосредственно при увольнении, оно подлежит реализации после его увольнения и утраты им статуса военнослужащего. При этом п. 13 ст. 15 Закона, согласно которому граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом для военнослужащих, по мнению автора, не ограничивает право последних (по крайней мере обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями) на получение жилья по месту, отличному от места службы.
Учет уволенных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы вовсе не означает, что жилые помещения в данном случае не могут быть им предоставлены по месту, отличному от места ведения такого учета. А учитывая то обстоятельство, что как такового учета по месту службы (по крайней мере в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с упразднением жилищных комиссий) уже давно не ведется, а также то, что жилищные обязательства по отношению к уволенным гражданам, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, подлежат реализации последними, становится понятно, что указанные нормы Закона (фразу "не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы") следует понимать не иначе как обязанность по реализации жилищных прав военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Данный вывод становится очевидным, если учесть, что в том же п. 13 ст. 15 Закона та же гарантия (неснятие с жилищного учета) предусмотрена и в отношении граждан, уволенных по льготным основаниям при наличии выслуги 10 лет и более. И те и другие согласно п. 13 ст. 15 Закона обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом для военнослужащих, который, в свою очередь, предусматривает и обеспечение жильем по избранному месту жительства (постоянного жительства), что конкретизировано в абз. 3 п. 1, абз. 12 п. 1, п. 14 ст. 15 Закона. Однако в абз. 3 п. 1 и п. 14 ст. 15 Закона, в отличие от абз. 12 п. 1 той же статьи, не содержится такого основания для предоставления жилого помещения по избранному месту жительства, как достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более. В связи с этим следует частично согласиться с мнением Е.Н. Трофимова о том, что военнослужащие-граждане, увольняющиеся с военной службы (уволенные с военной службы), имеющие на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях, независимо от основания увольнения имеют права на получение жилого помещения по последнему перед увольнением месту службы и не имеют право на получение в указанном порядке жилых помещений по избранному ими после увольнения постоянному месту жительства <4>. Этот вывод, как представляется, справедлив только в отношении военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.
--------------------------------
<4> Трофимов Е.Н. К вопросу об обеспечении военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы по не льготному основанию, имеющих (имевших) на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более, и членов их семей жилыми помещениями по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 6. С. 60.

Действительно, если такие граждане уволены с военной службы не по льготным основаниям при наличии общей продолжительность военной службы 20 лет и более и оставлены в списках нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, то они, согласно тому же п. 13 ст. 15 Закона, обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом для военнослужащих. Но в данном случае - для военнослужащих, указанных в абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона, который не предусматривает предоставление военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., жилья по избранному месту жительства при наличии общей продолжительности военной службы 20 лет и более. А вот для военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, уволенных с военной службы при наличии общей продолжительности военной службы 20 лет и более и оставленных в списках нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, порядок обеспечения жильем, предусмотренный Законом для военнослужащих, будет иной, а именно указанный в абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона.
Итак, еще раз отметим, что военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имеют по сравнению с военнослужащими, заключившими контракт до 1 января 1998 г., преимущество в виде дополнительного основания для обеспечения жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства - достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более, которое, как было показано выше, дает им, в отличие от последних, не только право на получение постоянного жилья (жилищной субсидии для приобретения жилья) по избранному постоянному месту жительства при отсутствии оснований для увольнения, но и право на получение такого жилья в случае уже состоявшегося увольнения, даже если оно произошло не по льготным основаниям.
Читатель может, конечно, возразить: первые, в отличие от вторых, вправе получить жилье для постоянного проживания, не дожидаясь выслуги 20 календарных лет. Это действительно так. Такое право было сохранено в том числе и за военнослужащими прежде всего в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В действующей редакции Закона теперь уже отсутствует и норма о том, что жилые помещения для постоянного проживания военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляются лишь по прошествии пяти лет военной службы. Поэтому на первый взгляд баланс интересов вроде как соблюден.
Однако необходимо учитывать следующее.
Во-первых, речь идет именно о равенстве в правах на получение жилья по месту, отличному от места службы. Сохранение за военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., права на получение по месту службы жилого помещения для постоянного проживания ранее достижения ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более не может и не должно являться основанием для ограничения их права на обеспечение таким жильем по избранному месту жительства по сравнению с их более "молодыми" сослуживцами, указанными в абз. 5, 6 и 7 п. 1 ст. 15 Закона. Тем более что многие граждане не связывают место службы с планируемым после увольнения местом постоянного жительства.
Во-вторых, общеизвестно, что значительная или даже большая часть жилья, построенного за последние годы для военнослужащих, сосредоточена в местах, которые для большинства очередников не являются местом их службы. И многие из них, относящиеся к категории "заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.", имеющие выслугу далеко за 20 лет, стоящие десятки лет в очереди на жилье, с удивлением наблюдают очередную жилищную метаморфозу - их более молодые коллеги, только-только перешагнув 20-летний рубеж военной службы, оперативно становятся в очередь на постоянное жилье в порядке, предусмотренном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512", и получают его в том же Подмосковье или Санкт-Петербурге, продолжая служить, например, в Саратовской области. Данные факты не новость. Они реальные, известны автору и, полагаю, многим читателям. И этот процесс, как говорится, пошел. Поэтому автор не может согласиться с мнением Е.А. Глухова о том, что норма Закона, предусматривающая предоставление жилья военнослужащим в период военной службы, не по месту службы не применяется, является мертвой <5>. Увы, она является вполне живой!
--------------------------------
<5> Глухов Е.А. Получение постоянного жилья в период прохождения военной службы военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы после 1998 года // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5. С. 61.

С учетом состоявшегося повышения предельного срока пребывания на военной службе данная проблема становится еще более актуальной. Пока у тех, кто заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., наступит такое наиболее распространенное льготное основание для получения жилья в избранном постоянном месте жительства, как увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, все, что построено и еще строится на великих стройках Министерства обороны Российской Федерации (таких, например, как микрорайоны "Кузнечики" в Подольске, "Славянка" в Санкт-Петербурге), будет на вполне законных основаниях разобрано теми, кто обеспечивается на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Каков выход из данной ситуации? Может быть, такое неравноправие в правах на получение (приобретение) жилья в избранном месте жительства удастся компенсировать за счет предусмотренной теперь Законом возможности приобретения жилого помещения посредством жилищной субсидии?
Рассмотрим указанную возможность более подробно.
Военнослужащие-граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более вправе получить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Право на получение указанной субсидии согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона имеют и военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Причем независимо от продолжительности военной службы. Однако буквальное толкование указанных норм Закона указывает на то, что вырваться из своего рода "крепостной жилищной зависимости" и получить жилищную субсидию для приобретения жилья именно по избранному месту жительства военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., могут только при увольнении по льготным основаниям либо после увольнения, произошедшего по тем же основаниям. В остальных случаях (во время службы, после увольнения не по льготным основаниям при наличии общей продолжительности военной службы 20 лет и более с оставлением в списках очередников в соответствии с п. 13 ст. 15 Закона) указанная субсидия может быть получена ими только для приобретения жилого помещения по месту службы. Таких ограничений в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, Закон, как было показано выше, не содержит.
Однако, как справедливо отмечает Е.Н. Трофимов, каким-либо образом ограничить право военнослужащего, получившего жилищную субсидию, на приобретение или строительство жилого помещения только по последнему месту службы даже теоретически не представляется возможным <6>. Тем не менее, пока не установлен порядок ее получения, окончательные выводы делать рано.
--------------------------------
<6> См. подробнее: Трофимов Е.Н. Указ. соч. С. 61 - 62.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилыми помещениями на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Кстати, интересным является вопрос о том, подлежат ли применению данные нормы в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Как видим, жилищная категория военнослужащих в п. 14 ст. 15 Закона не конкретизирована. Поэтому представляется, что подлежат, но с учетом положений абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона. Поскольку право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства предоставляется один раз, постольку в случае получения военнослужащим (обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями) в период службы жилого помещения по избранному постоянному месту жительства он утрачивает право на повторное получение жилого помещения для постоянного проживания. Аналогичный вывод был бы справедлив и в отношении военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., при условии, что Законом им было бы предоставлено, а указанными гражданами было бы реализовано право на получение жилого помещения по избранному месту жительства в период военной службы при достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Такой порядок был бы вполне логичен и оправдан.
Действительно, зачем таких военнослужащих обеспечивать сначала жилыми помещениями для постоянного проживания по месту службы, которое сами они не связывают с будущим местом своего постоянного жительства, а затем при увольнении повторно такими же помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона <7>?
--------------------------------
<7> Как указал в своем решении от 20 июня 2006 г. N ВКПИ07-30 Верховный Суд Российской Федерации, предусмотренный п. 14 ст. 15 Закона выбор места жительства при увольнении является специальным основанием для повторного признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий и порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте. При этом обеспеченность жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона. См.: решение Верховного Суда Рос. Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237" // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).

Не целесообразнее ли для государства закрепить в Законе за указанными гражданами, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, право выбора места получения (приобретения) жилого помещения для постоянного проживания, нормативно установив при этом положение о том, что в данном случае жилье предоставляется (приобретается) по избранному месту жительства?
Такие поправки в Законе, во-первых, поставят военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в равное положение с теми, кто обеспечивается на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в части их права на время получения жилых помещений по избранному месту постоянного жительства. При этом законные интересы и тех и других, по мнению автора, будут соблюдены при условии разделения всех указанных граждан на две очереди, определяемые их принадлежностью к соответствующей категории военнослужащих (заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями), и распределения всех имеющиеся жилых помещений, подлежащих заселению, сначала между двумя очередями пропорционально их численности, а уже между участниками одной очереди - исходя из времени принятия ее участников на учет.
Во-вторых, это снимет с государства обязанность по повторному обеспечению граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и получивших жилые помещения после достижения ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более, постоянным жильем в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона. А кроме того, позволит заблаговременно решить вопрос с жилищным обеспечением военнослужащих, которые в наименее отдаленной перспективе подлежат увольнению с военной службы и неудовлетворенность которых жильем является препятствием для их своевременного увольнения и создает в конечном итоге проблемы организационного характера и излишнюю финансовую нагрузку для государства.
Кстати, раз уж затронут вопрос о целесообразности, то следует отметить, что в иных случаях она нередко подменяет собой законность, не вызывая какой бы то ни было реакции со стороны правоохранительных органов и государства в целом. Речь, в частности, идет об обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, проходящих службу в крупных мегаполисах. Например, в таком, как г. Москва. В соответствии с вышеприведенными нормами Закона указанным гражданам при отсутствии льготных оснований для увольнения жилые помещения для постоянного проживания должны предоставляться именно по месту службы.
На практике же в подавляющем количестве случаев мы имеем совершенно другую картину. Военнослужащим-"москвичам" жилые помещения для постоянного проживания предоставляются в ближайшем и не очень Подмосковье, т.е. по месту, отличному от места их службы, что является прямым нарушением Закона. При этом действует своего рода система двойных стандартов. Например, некоему офицеру Иванову, проходящему службу в г. Москве и претендующему на получение жилья по месту службы, последнее вразрез с требованиями абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона предоставляется по месту, отличному от нее. К примеру, в том же Подольске. А условному военнослужащему Петрову, проходящему службу где-нибудь в Забайкалье, который только и мечтает незадолго до пенсии получить жилье поближе к столице, такой вариант даже не предлагают, ссылаясь на тот же абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона. Вот и вспомнишь в очередной раз известную поговорку: "Закон, что дышло..."
Для устранения ничем не обоснованного, по мнению автора, ограничения прав военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства представляется целесообразным внести изменения в абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона, изложив его в следующей редакции: "Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более или увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона".

ANDY_Z
Постоянный участник
Сообщения: 415
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 17:22

#3318

Непрочитанное сообщение ANDY_Z » 05 мар 2015, 21:17

Может быть не по теме, но более подходящей ветки не нашел.
Помогите, терзают сомнения:
После 98, 20 лет выслуги календарной есть, получил извещение в январе (датировано декабрем). ИПМЖ совпадает с последним местом службы. Заканчивается контракт, продлевать не собираюсь. Уже сдал т.н. "Недостатки", осталось дело за доплатой за "лишние" метры и наличие права собственности РФ.
Внимание! Вопрос: в ходе оформления документов на обеспечение ЖП в собственность произойдет смена статуса с "военнослужащий" на "гражданин". К чему это может привести, не к аннулированию ли извещения и сборе документов заново, но уже с военкомата, а не с в/ч?
Кто в теме? Помогите юридически правильным советом.
З.Ы.
Заключать новый контракт - не предлагать! :)

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3319

Непрочитанное сообщение лсв62 » 05 мар 2015, 22:51

но уже с военкомата,
Военкомат уже давно не при делах.
Кто в теме?
Вот он
Трощенко Р.А. 20 лет военной службы как "жилищный рубикон"
Прочтите то, что выложенов посте выше. :)
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

ANDY_Z
Постоянный участник
Сообщения: 415
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 17:22

Re:

#3320

Непрочитанное сообщение ANDY_Z » 05 мар 2015, 23:17

А кто же, как не ВК будет справки и выписки делать?

Прочитал: все эти вопросы всем давно известны (сам являюсь жертвой нескольких ухудшений закона), только на мой вопрос там ответа нет...

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3321

Непрочитанное сообщение лсв62 » 06 мар 2015, 21:30

А кто же, как не ВК будет справки и выписки делать?
Это смотря о каких справкав Вы ведёте речь.
только на мой вопрос там ответа нет...
К чему это может привести,
Ни к чему.
не к аннулированию ли извещения и сборе документов заново,
Нет.
Вот Ваша гарантия на то, что Вас не кинут. :)
Показать текст
13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)


http://www.consultant.ru/popular/soldier/35_2.html#p435
© КонсультантПлюс, 1992-2015
Таким образом, если это
произойдет смена статуса с "военнослужащий" на "гражданин"
ДЖО (РУЖО) продолжит с Вами работу по Вашему жилищному обеспечению. И откуда такие страхи рождаются? :)
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

ANDY_Z
Постоянный участник
Сообщения: 415
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 17:22

Re: Избранное место жилья при увольнении

#3322

Непрочитанное сообщение ANDY_Z » 06 мар 2015, 21:51

Вот не о том я спрашиваю!
То ли не так спрашиваю, то ли не так понимаете... Что меня обеспечат либо кв., либо субсидией - это я знаю.
Меня интересуют сроки обеспечения, а учитывая, что процесс уже запущен: не будет ли он начат ЗАНОВО?
Статус меняется: сдавал документы военнослужащий, а за решением прийдет гражданин.
Естественно, после исключения, как и положено, в 5 дней отправлю выписку из приказа в адрес ДЖО, но:
с точки зрения закона - не отменится решение? Как гражданину не нужно ли будет обновлять пакет документов (возвращаюсь к военкомату за справками:
- выслуга лет;
- состав семьи;
- послужной список; что не понятно-то?)
При мне в приемной ДЖО народ объяснял, что некоторые справки ВК не выдает, на что было отвечено: принесите справку, что не выдают или объяснение.

Добавлено спустя 1 минуту 32 секунды:
лсв62,
62 - это Рязань или год?

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3323

Непрочитанное сообщение лсв62 » 06 мар 2015, 22:20

Меня интересуют сроки обеспечения,
Их нет, то есть они не установлены.
а учитывая, что процесс уже запущен: не будет ли он начат ЗАНОВО?
Повторяю, ЗАНОВО нет, не будет.
Статус меняется: сдавал документы военнослужащий, а за решением прийдет гражданин.
Придёт не гражданин, а гражданин, уволенный с ВС, перед которым у ДЖО МО остались не выполнеными обязательства по обеспечению его жилым помещением (ЖС).
но:
с точки зрения закона - не отменится решение?
Нет, я же Вам привёл норму где указана гарантия не позволяющая ДЖО отменить процедуру Вашего жилищного обеспечения. Что Вам ещё надо?
Как гражданину не нужно ли будет обновлять пакет документов
Как гражданину нет, Вы же написали, что уже
Уже сдал т.н. "Недостатки", осталось дело за доплатой за "лишние" метры и наличие права собственности РФ.
Следовательно их проверят и вынесут решение.
(возвращаюсь к военкомату за справками:
- выслуга лет;
- состав семьи;
- послужной список; что не понятно-то?)
Эти справки ВК Вам выдаст без проблем, если Ваше личное дело в/с поступит к ним на момент Вашего обращения.
что некоторые справки ВК не выдает,
Какие именно нужны Вам справки, которые не выдаёт ВК?
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

alex56
Заслуженный участник
Сообщения: 29377
Зарегистрирован: 17 окт 2008, 21:30

#3324

Непрочитанное сообщение alex56 » 06 мар 2015, 22:26

При мне в приемной ДЖО народ объяснял, что некоторые справки ВК не выдает, на что было отвечено: принесите справку, что не выдают или объяснение.
Справки из личного дела ВК обязан выдать, за подписью и печатью. Просто бороться с чиновниками тяжело. Пока жалобу в округ направишь, пока рассмотрят. Есть указание (ветка называется Памятка военнослужащего, скачаете выложенный архив) НГШ от 2011 г.
В любом обращении за справками или жалобах на не выдачу этих справок можете ссылаться.
Вложения
Телеграмма НГШ ВС РФ 307-1-190 от 10.06.11 с памяткой.doc
(234 КБ) 45 скачиваний

ANDY_Z
Постоянный участник
Сообщения: 415
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 17:22

#3325

Непрочитанное сообщение ANDY_Z » 07 мар 2015, 07:09

лсв62,Эти справки ВК Вам выдаст без проблем, если Ваше личное дело в/с поступит к ним на момент Вашего обращения.

Вот про это я и имел ввиду... Пока дело дойдет до ВК, пока на учет встану, пока справки получу... Время!

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:
alex56,Классный документ, спасибо! Нам не доводили.

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3326

Непрочитанное сообщение лсв62 » 07 мар 2015, 12:52

пока справки получу... Время!
Но ведь Вы же после получения решения о распределении предоставили им все "косяки", как я понял ВАс это и есть недостающие справки о доки. Или Вы имели ввиду, что-то иное?
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

ANDY_Z
Постоянный участник
Сообщения: 415
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 17:22

#3327

Непрочитанное сообщение ANDY_Z » 07 мар 2015, 13:33

Иное.
Решения пока нет. Только извещение. Пока дойдем до решения, я уже буду уволен.

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3328

Непрочитанное сообщение лсв62 » 07 мар 2015, 15:13

Иное.
Так я Вам на это ответил, изменение статуса гражданина с в/с на уволенного не приводит к тому, что Вас так беспокоит. 8-)
Решения пока нет. Только извещение. Пока дойдем до решения, я уже буду уволен.
И что?
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

Sergio291170
Новичок
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 09:15

#3329

Непрочитанное сообщение Sergio291170 » 17 мар 2015, 16:29

Добрый день, форумчане!
Подскажите, пожалуйста, - выигран суд по восстановлению в очереди. Можно ли при восстановлении сменить город предоставления жилого помещения. Заранее благодарю.

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 19:19

#3330

Непрочитанное сообщение лсв62 » 19 мар 2015, 12:20

Можно ли при восстановлении сменить город предоставления жилого помещения.
Тут есть нюансы, так как не ясно уволены Вы были или ещё служите.
Показать текст
18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
(п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ)


http://www.consultant.ru/popular/soldier/35_2.html#p435
© КонсультантПлюс, 1992-2015
А также Вы должны понимать, чем это может Вам грозить.
Показать текст
19. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
(п. 19 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ)


http://www.consultant.ru/popular/soldier/35_2.html#p435
© КонсультантПлюс, 1992-2015
Надеюсь Вы с учётом обстоятельств, которые известны пока только Вам, примите правильное для себя решение.
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.


Вернуться в «Проблемы квартирного обеспечения»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей