#3092 valdai »
ОБЗОР
КАССАЦИОННО-НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЗАЯВЛЕНИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА.
ЖИЛИЩНЫЕ СПОРЫ.
Разрешение гражданских дел по жилищным спорам вызывает у судей наибольшие затруднения. Это обусловлено сложностью жилищного законодательства, противоречивостью судебной практики, а также отсутствием у отдельных судей твердых знаний и опыта, позволяющих качественно рассматривать дела данной категории. В связи с этим окружной военный суд уделял им особое внимание, анализировал в обзорах кассационно-надзорной практики наиболее типичные судебные ошибки в применении норм материального права, давал рекомендации в целях их предотвращения.
Коренные изменения в судебной практике ожидаются в связи с вступлением в силу с 9 ноября 2010 года приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В соответствии с приказом квартирно-эксплуатационные органы Вооруженных Сил полностью исключены из сферы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а командирам (начальникам) воинских частей (организаций) отводится роль посредников между уполномоченным органом, его структурными подразделениями и военнослужащими, претендующими на получение жилого помещения, с функцией информирования их о принятых решениях и выдачей справок. Новеллы этого нормативного правового акта ставят судей перед необходимостью тщательного его изучения в сопоставлении с жилищным законодательством и законодательством о статусе военнослужащих.
Принимая во внимание, что непродолжительный период действия приказа не позволил судебной практике ответить на вопросы его применения, в обзоре приводятся примеры рассмотрения жилищных споров, имеющие универсальный характер и не утратившие свою актуальность в настоящее время.
Вывод гарнизонного военного суда о невозможности предоставления одиноко проживающему военнослужащему-гражданину жилья с превышением общей площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов в соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим действующему законодательству.
К., состоящей на учете нуждающихся в получении жилья, как одиноко проживающей, распределена однокомнатная квартира общей площадью 38,90 кв. м. Начальник квартирно-экусплуатационного органа возвратил список распределения квартиры и другие документы в жилищную комиссию части для повторного рассмотрения на том основании, что предоставленная заявителю жилая площадь превышает установленную ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норму на 2, 9 кв. м.
Отказывая К. в удовлетворении заявления об оспаривании решения должностного лица, 224 гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что при предоставлении одиноко проживающим военнослужащим жилых помещений по нормам, предусмотренным ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», увеличение размера предоставляемого помещения ещё и в соответствии с ч. 2 той же нормы закона является недопустимым.
Вместе с тем этот вывод не вытекает из норм Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п.1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма жилого помещения при предоставлении его по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 3 этой же нормы закона предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, одиноко проживающим военнослужащему-гражданину, гражданину, уволенному с военной службы, члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина, члену семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза.
Таким образом, одиноко проживающему военнослужащему-гражданину норма предоставления жилого помещения также рассчитывается применительно к установленному в п. 1 ст. 15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» размеру общей площади. Никаких исключений для одиноко проживающих военнослужащих из этого правила не предусмотрено.
Что же касается п. 2 ст. 15.1 закона, то он не разрешает вопрос об увеличении установленной нормы предоставления жилья военнослужащему, а лишь позволяет предоставлять жильё с превышением общей площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, вывод гарнизонного военного суда о невозможности предоставления одиноко проживающему военнослужащему-гражданину жилья с превышением общей площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов в соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нельзя признать соответствующим действующему законодательству.
Поскольку гарнизонный военный суд неправильно применил материальный закон, окружной военный суд счел возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
С вступлением в силу с 1 января 2011 года Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» размер превышения общей площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров для одиноко проживающих военнослужащих увеличен до 18 кв.м. В прежней редакции ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» такое превышение допускалось до 9 кв. м. Одновременно с этим законодатель исключил возможность обеспечения одиноко проживающих военнослужащих жилым помещение с превышением нормы предоставления до 2-х раз.
Таким образом, новая редакция ст. 15.1 Закона не допускает предоставление данной категории военнослужащих жилого помещения общей площадью свыше 36 кв. м. и 61 кв.м., если они имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.