
Показать текст
Дело № Подлинное
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в лице:
судьи - ХАЗОВА А.Э., при секретаре - ДУЛЬНЕВОЙ Ю.В., с участием заявителя - ФИО2, её представителя СПИЦЫНА А.И.,
в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника ФИО2 об обязании начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос предоставления на состав семьи 2 человека по договору социального найма жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, с учётом требований приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности компенсации за счёт собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения на 2.20 кв.м., признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 решением от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было отказано в предоставлении ранее распределённого жилого помещения по договору социального найма ввиду наличия у члена её семьи доли в жилом помещении на праве собственности, а, следовательно, превышения размера распределённой общей площади жилого помещения на 28.02кв.м. Указанное решение ФИО2 было получено ДД.ММ.ГГГГ.
Считая, что её законные права и интересы нарушены, ФИО2 просит суд обязать начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос предоставления на состав семьи 2 человека по договору социального найма жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, с учётом требований приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности компенсации за счёт собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения на 2.20 кв.м., признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебном заседании ФИО2 и её представитель СПИЦЫН А.И. заявленные требования и изложенные обстоятельства поддержали. При этом в порядке ст. 39 ГПК РФ представитель СПИЦЫН А.И. уточнил требования, просил:
-признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе в предоставлении заявителю по договору социального найма жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20 кв.м., незаконным;
-обязать начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос предоставления заявителю на состав семьи из 2 человек (она, сын - ФИО6) по договору социального найма жилого помещения в виде трёхкомнатной <адрес> по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20 кв.м., с учётом заявления от ДД.ММ.ГГГГ о согласии компенсировать за счёт собственных средств затраты федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения на 2.20кв.м.
Также СПИЦЫН А.И. пояснил, что отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма является необоснованным ввиду того, что при подсчёте размера превышения норм предоставления жилого помещения ошибочно были приняты в расчёт не входящие в общую площадь жилого дома площади помещений, принадлежащих члену её семьи на праве собственности, а также не учтены конструктивные и технические параметры жилого дома, в котором находится распределённое ей жилое помещение. Кроме того, у МАРКОВОЙВ.А. изменился состав семьи, подлежащий обеспечению жилыми помещениями за счёт МО РФ. Превышение нормы предоставления общей площади жилого помещения составляет 2.20кв.м., и в силу действовавшего в период принятия оспариваемого решения должностного лица приказа МО РФ №дсп от ДД.ММ.ГГГГ заявитель была согласна компенсировать затраты федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилья на 2.20кв.м.
На основании ст. 40 ГПК РФ суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, <адрес> и Республики Карелия».
На основании ст. ст. 167, 257 ГПК РФ дело рассмотрено без участия ответчиков.
Рассмотрев дело по существу, выслушав сторону, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Копией удостоверения личности АА №, выписки из послужного списка, выписки из приказа начальника Тыла ВС РФ - заместителя МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, диплома ДКН № от ДД.ММ.ГГГГ, аттестата АДС № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается прохождение подполковником ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ службы по контракту, а с ДД.ММ.ГГГГ последовательно на должностях научного сотрудника и старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ, наличие у ФИО2 учёной степени кандидата наук и учёного звания доцента, проведение организационно-штатных мероприятий и с ДД.ММ.ГГГГ зачисление её в распоряжение начальника ВАТТ до обеспечения постоянным жилым помещением. Общая выслуга ФИО2 на военной службе составляет более 19 лет.
Из копии выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 48273 (25 ГосНИИ химмотологии МО РФ), паспорта, свидетельства о рождении ТУЖИЛОВАЯ.А., справки ВАТТ от ДД.ММ.ГГГГ №/ок следует, что ФИО2 при прохождении службы была признана установленным порядком нуждающейся в получении жилых помещений, зарегистрирована с сыном - ФИО6, 2003 г.р., по месту службы по адресу воинской части.
Из копии выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии ВАТТ следует, что ФИО2, как увольняемой с военной службы на состав семьи 3 человека (она, сын, мать) была распределена трёхкомнатная <адрес> по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект (участок 8), 17 этаж, общей площадью 71.90 кв.м., с учётом имеющегося у неё права на дополнительную общую площадь жилого помещения, как у военнослужащего - научного работника, имеющего учёную степень и(или) учёное звание. После проведения технической инвентаризации жилому помещению присвоен адрес: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20кв.м.
Копией решения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ подтверждается отказ ФИО2 в предоставлении жилья в связи с превышением размера распределённой площади жилого помещения на 28.02кв.м.
Из копии паспорта ФИО7, выписки из приказа начальника ВАТТ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать ФИО2 - МАРКОВАЛ.Н., снявшаяся с регистрационного учёта по месту прохождения службы ФИО2, приказом начальника ВАТТ исключена из числа лиц, находящихся на иждивении у ФИО2 и убыла к постоянному месту жительства в <адрес> по месту нахождения жилого помещения, доля в котором принадлежит ей на праве собственности.
Из копии договора о реальном разделе дома от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта на домовладение, составленного Грязинским БТИ ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь жилого <адрес> по адресу: <адрес>, составляет 75.70кв.м., которая разделена между двумя собственниками. При этом матери ФИО2 - МАРКОВОЙЛ.Н. принадлежит на праве собственности доля в указанном жилом доме, состоящая из прихожей размером 6.50кв.м., кухни размером 4.10кв.м., двух комнат размером 7.50 и 11.40кв.м., а также трёх веранд (литеры, а1, а2), а другому собственнику - МАКАРОВОЙЛ.Н. принадлежит оставшаяся доля жилого дома, состоящая из трёх комнат размером 19.70кв.м., 8.10 и 7.90кв.м., кухни размером 10.50кв.м., а также веранда литер а3.
Таким образом, ФИО7 принадлежит 29.50кв.м. общей площади в жилом доме, а ФИО7 46.20кв.м., что в сумме составляет всю общую площадь жилого <адрес>.70кв.м.
Оценивая в совокупности перечисленные выше доказательства, суд признаёт их допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения спора по существу, и поэтому содержащиеся в них сведения кладёт в основу решения по делу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов и состоит, как это следует из текста ст. 5 Жилищного кодекса РФ, из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ порядок обеспечения жильём военнослужащих регламентируется «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.1 «Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», утвержденной приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, таким уполномоченным органом определён Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
При этом в силу приказов МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Санкт-Петербурга указанный уполномоченный орган осуществляет полномочия через своё структурное подразделение - ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ.
Согласно п.14 указанной Инструкции, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии со ст.23 указанного закона, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями, без предоставления им жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 15 указанного закона, в период прохождения военной службы военнослужащие по контракту имеют право на получение жилых помещений и улучшение жилищных условий с учётом, норм, очерёдности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.15.1 указанного закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу требований п.8 ст.15, п.2 ст.15.1 указанного закона, военнослужащие - научные работники, имеющие учёные степени и(или) учёные звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Согласно п.3 ст.15.1 указанного закона, с учётом конструктивных и технических параметров жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п.1 ст.15.1 указанного закона, и предусмотренного п.2 ст.15.1 указанного закона, увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Учитывая указанные нормы закона, ФИО2 на состав семьи 3 человека могло быть предоставлено жилое помещение общей площадью исходя из расчёта: 18 кв.м. х 3 чел. = 54 кв.м. + до 9 кв.м. (конструктивные особенности) + 25кв.м. (дополнительная площадь) = до 88кв.м.
В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
ФИО7, которая находилась на иждивении ФИО2, принадлежит на праве собственности 29.50кв.м. общей площади в жилом доме, расположенном в <адрес>. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заместитель начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ при оценке обеспеченности ФИО2 и членов её семьи жилыми помещениями необоснованно учёл 34.85кв.м. вместо 29.50кв.м. общей площади в жилом доме, принадлежащем матери заявителя.
Кроме того, заместитель начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ при расчёте размера причитающейся площади предоставляемого МАРКОВОЙВ.А. жилого помещения, указал, что учитываются конструктивные особенности жилого дома, но при математическом расчёте причитающиеся 9кв.м. общей площади предоставляемого помещения не учёл.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, подлежащая предоставлению ФИО2 на состав семьи 3 человека с учётом конструктивных особенностей жилого помещения и права на дополнительную площадь жилого помещения, должна быть равна не менее 63кв.м. и не более 88кв.м., однако с учётом наличия у члена семьи заявителя части жилого помещения в собственности (29.50кв.м.), она составляет не более 58.50кв.м. Следовательно, распределённое ФИО2 жилое помещение превышало установленные нормы предоставления жилья на 13.70кв.м. и у начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ были основания отказать в заключение договора социального найма на распределённое ранее жилое помещение.
В соответствии с п.16 указанной выше Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем 2 месяца со дня принятия (в ред. приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
При вынесении решения об отказе в предоставлении распределённых жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределённых жилых помещений (в ред. приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
По делу установлено, ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ вынесла мотивированное решение об отказе в предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору социального найма, которое было вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд, оценивая действия заместителя начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ, связанные с отказом в предоставлении ФИО2 жилых помещений по договору социального найма на конкретную квартиру, считает, что они совершены в рамках компетенции должностного лица, чьи действия оспариваются и являются правомерными, поскольку предусмотрены действующим законодательством.
Следовательно, заместителем начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ обоснованно принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения ФИО2 в соответствии с п. 14 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и в пределах полномочий, предоставленных п. 3 приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях МО РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации».
Вместе с тем, суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения имелась возможность решения жилищного вопроса ФИО2 в рамках правового поля. Так, приказом МО РФ №дсп от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён «Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающий установленные ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счёт собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения». Согласно утверждённому Порядку ФИО2, при наличии своего желания, может компенсировать затраты федерального бюджета при предоставлении жилья, превышающего нормы предоставления жилого помещения до 18 кв.м., для чего ей необходимо было обратиться с соответствующим заявлением в ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ.
Такое желание ФИО2 высказала и подала соответствующее заявление в ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ, в котором выразила согласие на компенсацию затрат федерального бюджета при предоставлении ей жилого помещения, превышающего нормы предоставления общей площади жилого помещения, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Одновременно с этим ФИО2 были приложены документы, свидетельствующие об исключении её матери - ФИО7 из состава членов семьи как военнослужащего (выписка из приказа начальника ВАТТ от ДД.ММ.ГГГГ №, справка ВАТТ от ДД.ММ.ГГГГ №/ОК о составе семьи).
На основании указанного заявления ФИО2 и представленных документов в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, были внесены изменения, согласно которых количественный состав семьи военнослужащего МАРКОВОЙВ.А., подлежащий учёту при обеспечении жилыми помещениями составляет 2 человека.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, подлежащая предоставлению в настоящее время ФИО2 на состав семьи 2 человека с учётом конструктивных особенностей жилого помещения и права на дополнительную площадь жилого помещения, должна быть равна не менее 61кв.м. и не более 70кв.м. Следовательно, распределённое ФИО2 жилое помещение превышает установленные нормы предоставления жилья на 2.20кв.м., а соответствующие затраты федерального бюджета могли быть компенсированы ФИО2 за счёт собственных средств.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащими, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего закона, за счёт: единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения; собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации.
В Минобороны России приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ также было предусмотрено право военнослужащего при его волеизъявлении компенсировать затраты федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения, которая не может превышать 18 кв.м. Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ № был признан утратившим силу.
Вместе с тем, суд учитывает, что право ФИО2 на компенсацию затрат, связанных с превышением размера нормы предоставления жилого помещения у неё возникло в период его действия, при этом ФИО2 письменно обратилась за его реализацией до ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начальник ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ обязан всесторонне рассмотреть заявление ФИО2 о её желании компенсировать затраты бюджета при предоставлении жилья и принять по нему соответствующее решение. С этой целью суд возлагает обязанность на начальника ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 на состав семьи из 2 человек, жилого помещения по договору социального найма по указанному адресу, с учётом заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о её согласии компенсировать затраты федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающей нормы предоставления жилья.
Из содержания ст. 256 ГПК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с измен. от ДД.ММ.ГГГГ №) следует, что военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его прав и свобод.
По делу установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила решение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника указанного ФГУ и, не соглашаясь с принятым решением, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в суд заявлением за защитой своего права, то есть в пределах трёхмесячного срока, в связи с чем применить срок обращения в суд с заявлением суд не вправе.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление подполковника ФИО2 об обязании начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос предоставления ФИО2 на состав семьи из 2 человек по договору социального найма жилого помещения в виде трёхкомнатной <адрес> по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20 кв.м., с учётом заявления от ДД.ММ.ГГГГ о согласии компенсировать за счёт собственных средств затраты федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения на 2.20кв.м., признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным - удовлетворить.
Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе в предоставлении ФИО2 по договору социального найма жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20 кв.м., незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос предоставления ФИО2 на состав семьи из 2 человек по договору социального найма жилого помещения в виде трёхкомнатной <адрес> по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, <адрес>, общей площадью 72.20 кв.м., с учётом заявления от ДД.ММ.ГГГГ о согласии компенсировать за счёт собственных средств затраты федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения на 2.20кв.м.
Судебные расходы по делу, связанные с уплатой госпошлины в размере 200 рублей взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и Республики Карелия» в пользу ФИО2
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через гарнизонный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме
принято ДД.ММ.ГГГГ