
Показать текст
Решение от 25.02.10 по гд Б.
версия для печати
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"25" февраля 2010 года. гор. Мурманск
Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Ершова К.Г.,
при секретаре Бучневой А.А., с участием заявителя и представителя начальника КЭЧ Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 подполковника Б. об оспаривании отказа начальника КЭЧ во включении заявителя в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Б., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 00000, обратился в суд с заявлением, в котором, просит признать действия начальника КЭЧ, связанные с отказом во включении его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, незаконными и возложить на это должностное лицо обязанность включить его в указанную систему учёта для предоставления жилого помещения по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства – в г. Саратове.
В обоснование заявленного требования Б. указал, что в 2011 году он подлежит увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет выслугу лет на военной службе в календарном исчислении более двадцати лет, проживает по договору социального найма в квартире общей площадью 52,8 кв.м. по адресу: Мурманская область, г. N ул. N, д. 01 кв. 01 и иного жилья не имеет. Решением жилищной комиссии войсковой части 00000 от 29 декабря 2009 года (протокол № 161) он был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Саратове. В связи с этим командиром войсковой части 00000 в адрес начальника КЭЧ было направлено ходатайство о включении его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого 11 февраля 2010 года было отказано.
В судебном заседании заявитель Б. предъявленные требования поддержал и пояснил, что отказ начальника КЭЧ во включении его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, препятствует в реализации его права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. В обоснование предъявленных требований пояснил, что основанием признания его нуждающимся в жилом помещении в г. Саратове явилось избрание им указанного места жительства в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п.п. «и» п. 7 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 6 сентября 1998 года.
Представитель начальника КЭЧ Е/ требования заявителя не признал и пояснил, что документы Б. были возвращены без согласования и включения в автоматизированную систему учета, поскольку права быть принятым на жилищный учет и включение в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, заявитель не имеет, так как по месту военной службы в г.N Мурманской области он обеспечен квартирой для постоянного проживания по договору социального найма, площадь которой превышает учетную норму, установленную в г.N, кроме того им не представлена справка о сдаче жилья в поселке M, а также об отсутствии у него в собственности жилого помещения в г. Саратове.
Согласно исследованным в судебном заседании документам – рапорту заявителя от 18 декабря 2009 года и решения жилищной комиссии войсковой части 00000 от 29 декабря 2009 года (протокол №161) подполковник Б. в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту и наличием выслуги лет на военной службе более 24 лет признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Саратове.
Из ответа начальника КЭЧ от 11 февраля 2010 года № 4/397, следует, что по существу ходатайства командира войсковой части 00000 отказано в связи с тем, что подполковник Б. проживает по месту службы в квартире, имеющей статус постоянного жилья, площадь которой превышает учетную норму в г.N, а также им не предоставлены справки о сдаче жилья в п. M и об отсутствии в собственности жилья в г. Саратове.
В соответствии с контрактом о прохождении военной службы, справками командира войсковой части 00000 от 20 ноября 2009 года № 1499, 1500 и 1501 Б. проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000, его выслуга лет на 01 января 2009 года составляет 24 года 07 месяцев 11 дней, а 24 января 2011 года он подлежит увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе);
Из справки Абонентской службы МУП «Nскжилкомхоз» от 01 ноября 2008 года № 12/801 следует, что Б. с 22 июля 2008 года проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 52,8 кв.м. и жилой площадью 31 кв.м. по адресу: Мурманская область, г. N ул. N, д. 01 кв. 01. Совместно с ним проживает жена – С.
Согласно справкам командира войсковой части 00000 от 12 октября 2009 года № № 1374 и 1375 Б. за период прохождения военной службы в Вооруженных Силах, безвозмездная финансовая помощь и ссуда на строительство и приобретение жилья не выдавались.
Копией справки УФРС по Мурманской области от 17 сентября 2009 года № 01/073/2009-382 подтверждается, что права Б. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
В соответствии с копиями справок ГУБТИ г. N от 25 ноября 2009 года № 34906 и МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 10 декабря 2009 года №0014125, по реестру собственности за Б., квартиры и частного домовладения в г. N и по Nскому району, а также в г. Саратове, не значится.
Согласно сообщению ведущего специалиста службы учета и регистрации граждан МУП тепловых сетей пос.M от 12 января 2010 года №20 сведения о регистрации Б. в указанном населенном пункте отсутствуют.
Согласно справке о сдаче жилого помещения серии АА№115249 от 25 декабря 2009 года Б. сдал предоставленную ему квартиру квартирным органам Министерства обороны 29 декабря 2007 года.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что заявление Б. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы закреплено в пункте 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 14 статьи 15 названного Федерального Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из пункта 1 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 6 сентября 1998 года) усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В пункте 2 названных выше Правил учета военнослужащих определено, что эти Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.
Как усматривается из п.п. «и» п. 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с изложенным, избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении.
Согласно пункта 26 «Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года №80 (далее – Инструкция), учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. При этом, как следует из пункта 28 Инструкции, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий воинских частей.
Принимая во внимание, что подполковник Б. проходит военную службу по контракту, его общая продолжительность военной службы составляет более 24 лет и он подлежит увольнению с военной службы по возрасту, избрал постоянным местом жительства после увольнения в запас г. Саратов, жилищной комиссией воинской части признан нуждающимся в жилом помещении в избранном им месте жительства, суд приходит к выводу, что Б. подлежит включению в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, а отказ начальника КЭЧ в удовлетворении ходатайства командира войсковой части 00000 года о включении Б. в указанную систему учета является незаконным.
Что же касается ссылки представителя начальника КЭЧ Е. на то, что по месту военной службы Б. обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, общая площадь которого превышает учетную норму, установленную в г.N, а поэтому в соответствии с ч. 1 статьи 51 ЖК РФ отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, то суд находит ее ошибочной, поскольку согласно п.п. «и» п. 7 названных выше Правил основанием признания Б. нуждающимися в получении жилых помещений является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы г. Саратов, что полностью согласуется с нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ.
Является несостоятельной и ссылка представителя ответчика на отсутствие у заявителя справки о сдаче жилья в пос. M, поскольку как установлено в судебном заседании такая справка Б. была направлена в числе прочих документов в КЭЧ, а каких-либо доказательств, свидетельствующих против данных доводов заявителя, в суд Е. представлено не было.
Вместе с тем, поскольку для принятия на жилищный учет для обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства – г. Саратове Б. не представил в жилищную комиссию войсковой части 00000 и в КЭЧ справки об отсутствии в собственности жилого помещения по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы за период с 1997 по 2009 год, в настоящем судебном заседании суд лишен возможности исключить наличие основания отказа в принятии заявителя на жилищный учет, предусмотренного п.п. «а» п. 10 указанных Правил. Поэтому требование Б. о возложении на начальника КЭЧ обязанности включить его в АСУ лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в указанном населенном пункте является преждевременным.
На основании изложенного отказ начальника КЭЧ во включении заявителя в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Саратове по тому основанию, что по месту военной службы он обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам является необоснованным, а нарушенное право заявителя подлежит восстановлению путем возложения на указанное должностное лицо обязанности повторно рассмотреть этот вопрос.
Поскольку при обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, суд на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с КЭЧ в пользу Б. указанные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Б. удовлетворить частично.
Признать отказ начальника КЭЧ от 11 ноября 2009 года во включении заявителя в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, по указанным в нем основаниям, незаконным.
Возложить на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении Б. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с КЭЧ в пользу Б. судебные расходы в сумме 100 (сто) рублей. Во взыскании указанных расходов в большей сумме отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.
Судья Мурманского
гарнизонного военного суда К.Г. Ершов