Если исключат из списков части, то судебная практика не в пользу военнослужащих, вряд ли вас восстановят, в моем случае видимо было исключение из правил
![](/styles/vsud/theme/images/spoiler_open.gif)
Показать текст
В январе 2010 года, в связи с предстоящим увольнением из Вооруженных сил РФ, я обратился в адрес Министра обороны РФ с просьбой заключить договор с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации, на переподготовку увольняемых военнослужащих летчиков, кто изъявил желание продолжить летную карьеру в гражданской авиации, для получения ими после прохождения трехнедельных курсов, пилотского удостоверения, которые не выдают летчикам Государственной авиации. Получил ответ от бывшего Заместителя ГК ВВС И.Садофьева, что Министерство обороны РФ не собирается тратить деньги для пилотов гражданской авиации (с какой целью были изданы законодательные акты, дающие гарантию на переподготовку увольняемых военнослужащих по профильной специальности для безболезненной адаптации в гражданской жизни, не понятно).
В 2011 году я обратился в Военный университет Министерства обороны РФ (ВУМО РФ) с просьбой пройти переподготовку по английскому языку, получил отказ, который обоснован тем, что он не является профильным, т.к. в дипломе по окончанию училища моя специальность пилот, а не переводчик.
В 2012 году на мое обращение в Департамент образования Министерства обороны РФ с просьбой уточнить, как пилот по какой специальности я могу пройти переподготовку перед увольнением, т.к. в приказе Министра обороны РФ от 18.03.2009г.№95 оговорено, что только по профильной специальности. Получил ответ, что в настоящее время данный вопрос не отработан, а я имею право получить образовательный сертификат на основании Постановления Правительства РФ от 21.05.2012г.N501 "О проведении в 2012-2014 годах эксперимента по предоставлению государственных именных образовательных сертификатов увольняемым военнослужащим" и приказа Министра обороны РФ от 23.07.2012г.№2015. На мою просьбу пройти переподготовку в Военном университете Министерства обороны РФ по английскому языку, получил ответ, что только с личного разрешения Министра обороны РФ.
На мой рапорт на имя Министра обороны РФ с просьбой пройти переподготовку в ВУМО РФ по английскому языку, получил отказ от Руководителя Департамента образования МО РФ.
3.04.2013г. я подписал лист беседы, в котором указал, что не согласен с увольнением из Вооруженных сил РФ, до прохождения профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей или обеспечения меня образовательным сертификатом.
22.04.2013г. я написал очередной рапорт (ранее писал рапорта на имя командира части с просьбой направить меня на переподготовку в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск или обеспечить меня образовательным сертификатом при увольнении) на имя командира войсковой части, в котором изъявил желание пройти переподготовку по одной из гражданских специальностей, являющейся профильной, указанной в дипломе, а именно «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (код 3001) на Факультете переподготовки и повышения квалификации в ВУНЦ ВВС «ВВА». На который получил отказ.
4.06.2013г. своим решением Солнечногорский ГВС обязал командира войсковой части реализовать мое право на переподготовку, установленным законом порядком.
15.07.2013г. я написал рапорт на увольнение, как достигший предельного возраста пребывания на военной службе, в котором указал, что с увольнением до прохождения переподготовки в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009г.№95 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих–граждан РФ, проходящих военную службу по контракту» не согласен.
7.08.2013г. Начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» отказал мне в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, которая является профильной, указанной в дипломе, а именно «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (код 3001) на Факультете переподготовки и повышения квалификации в Воронежском Военном авиационном институте, отказ обоснован тем, что данное высшее учебное заведение находится не по месту моей службы и не в близлежащих населенных пунктах, как это указано в п. 21 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009г.N95, который указывает – «Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в военных образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военнослужащими военной службы или в близлежащих населенных пунктах».
Своим решением Солнечногорский ГВС от 22.10.2013г., обязал Начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» реализовать мое право на переподготовку, установленным законом порядком, которое он обжаловал.
Апелляционным определением Московского ОВС от 09.01.2014г., осталось в силе решение Солнечногорского ГВС от 22.10.2013г., который обязал Начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» реализовать мое право на переподготовку, установленным законом порядком.
На мои обращения в различные инстанции, начиная от командира войсковой части, в которой проходил службу, кончая Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, с просьбой в помощи пройти переподготовку в ВУМО РФ, который находится в близлежащем населенном пункте по месту службы, по английскому языку, или обеспечить меня образовательным сертификатом при увольнении, получил разъяснения из различных инстанций, что я имею право пройти переподготовку только по специальности, которая указана в дипломе, единственная таковая находится в Воронежском военном авиационном институте, а образовательный сертификат мне не положен, т.к. Военно-воздушные силы РФ не вошли в эту программу. Социальная гарантия, определенная законодательством по переподготовке увольняемых военнослужащих по льготным статьям есть, а мер по ее реализации в моем случае, не было.
Пункт 4 статьи 19 ФЗ от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия. Порядок такой переподготовки определен приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009г. №95.
Пункт 3 Порядка переподготовки, утвержденного данным приказом, определяет, что сроки и порядок комплектования учебных групп устанавливаются статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ. Следующий поток переподготовки в ВУНЦ ВВС «ВВА», по плану должен начаться 4.02.2014г.
В пункте 5 указано, что военнослужащие подают рапорта о прохождении переподготовки с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы.
Я писал неоднократно в течении нескольких лет в различные инстанции заявления и рапорта, с просьбой в помощи реализовать социальную гарантию, определенную законодательством. Не по моей вине произошла эта коллизия.
Пункт 10 Порядка предписывает – «Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения в военном образовательном учреждении, командир воинской части выдает направление.
В воинской части издается приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку». Каким образом, в нарушение приказа Министра обороны РФ от 18.03.2009г.№95, командир части выдаст направление гражданскому человеку, не имеющего ни какого отношения к данной части?
Пункт 12 Порядка указывает, что военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от соответствующих воинских частей.
Командир части не имеет права откомандировать гражданского человека на переподготовку, да и не будет этого делать. В соответствии с законодательством Начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» не имеет права принять на переподготовку гражданина, не являющегося военнослужащим.
Исключив из списков личного состава части без прохождения переподготовки Министр обороны РФ существенно нарушил мои конституционные права, поскольку федеральный законодатель прямо установил, что военнослужащие (а не гражданские лица), проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, что на период бесплатной переподготовки за военнослужащим сохраняется право на обеспечение всеми видами довольствия, каковым, в частности является денежное довольствие, такое указание, по своей сути, является гарантией конституционного права гражданина как на образование, так и на труд и получение вознаграждения за труд.
Военнослужащие реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы (статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Поэтому увольняемый военнослужащий, проходящий профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, не только не имеет возможности трудоустроиться, но и не имеет никаких других источников дохода для себя и членов своей семьи, за исключением денежного довольствия, которое за ним сохраняется в силу прямого указания федерального закона.
Кроме того, статья 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, предусмотренных данным законом (пункт 5), а реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников (пункт 4).
Статья 4 ФЗ «О статусе военнослужащих» (пункт 2) указывает – «Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон». На данный момент, каких либо изменений в действующее законодательство, отменяющее право, в качестве военнослужащего начать переподготовку в год увольнения по льготным статьям, внесено не было.
Никак не противоречат положения пункта 19 Порядка переподготовки, утвержденного приказом Министра обороны РФ №95 о возможности увольнения военнослужащего с военной службы в период прохождения переподготовки. Издание приказа об увольнении военнослужащего не прекращает его военную службу, поскольку статус военнослужащего он утрачивает лишь после исключения из списков личного состава части. Поэтому содержание пункта 19 Порядка полностью соответствует положениям статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на обеспечение всеми видами довольствия в период переподготовки, право на которые военнослужащий утрачивает лишь после исключения из списков личного состава части. Если бы командир части не отказал мне в прохождении переподготовки, если бы Начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» действовал в соответствии с действующим законодательством, и тоже не отказал мне в прохождении переподготовки, я был бы откомандирован 02.09.2013г. в Воронежский военный авиационный институт, когда начались занятия по переподготовке в первом потоке, исключение меня из списков части 24.11.2013г. было бы обоснованным. Мне не пришлось бы для защиты своих прав и законных интересов сейчас обращаться в суд.
В своем решении ВК Верховного Суда РФ от 27.07.2011г.NВКГПИ11-50 еще раз разъяснила действующее на данный момент законодательство, что на переподготовку убывает военнослужащий, но оттуда может вернуться гражданским человеком, а именно – «Реализуя свои полномочия, Министр обороны издал приказ от 18.03.2009г.N95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих-граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту". Пунктом 19, утвержденного названным приказом Порядка фактически полностью воспроизводятся условия профессиональной переподготовки военнослужащих, предусмотренные пунктом 4 статьи 19 ФЗ "О статусе военнослужащих". Что же касается словосочетания "как правило", то оно, исходя из закрепленного в указанной выше норме закона права на увольнение военнослужащих с военной службы в период обучения (переподготовки), лишь детализирует возможность реализации этого права командования, не исключая прохождение полного курса обучения лицом в статусе военнослужащего».
Более того, в своем Определении Кассационная коллегия Верховного Суда РФ от 24.11.2011г.NКАС11-596 указала - «В пункте 19 Порядка на необходимость окончания переподготовки, как правило, до исключения из списков личного состава воинской части, Министр обороны РФ предписал должностным лицам планировать время профессиональной переподготовки с таким расчетом, чтобы она была завершена до увольнения военнослужащего с военной службы».
Да и Конституционный суд 22.03.2011г. в своем Определении № 407-О-О указал – «При этом право на завершение бесплатного обучения сохраняется и в случае увольнения военнослужащего в период переподготовки. В связи с этим оспариваемая норма также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе». Аналогичные разъяснения даны в Определениях Конституционного суда РФ №1693-О, 1694–О и 1746-О от 24.09.2012г.
Действия Министра обороны РФ нарушили мое право на переподготовку, гарантированную мне статьей 2 Конституции РФ, которая указывает - «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и ФЗ "О статусе военнослужащих".
Своим Постановлением Конституционный Суд РФ от 5.04.2007г.N5-П указал -«Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)». На данный момент есть военнослужащие, в аналогичной с моей ситуации, которые проходят переподготовку, но не исключены из списков части. Министр обороны РФ исключив меня из списков части, нарушил статью 19 Конституции РФ и статью 14 ЕКПЧ, которые гарантирует защиту гражданам от дискриминация во всех ее формах.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод в пункте 1 статьи 6 ЕКПЧ, который гарантирует каждому в случае спора о его гражданских правах и обязанностях право на справедливое судебное разбирательство, которое должно толковаться в свете преамбулы к этому международному договору, устанавливающей верховенство права и статьи 13 которая гарантирует - «Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе». В силу статьи 15 части 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры имеют приоритет перед законами Российской Федерации, при наличии коллизии между ними. Кроме того статья 17 часть 1 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Что бы исполнить решение Солнечногорского ГВС от 22.10.2013г., который обязал Начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии», реализовать мое право на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей, в год увольнения, в соответствии с действующим законодательством, и при этом не нарушить закон, при его реализации, есть только один вариант, это восстановить меня в списках части.