#4238
Сообщение Андрей Тепнанц » 02 дек 2016, 04:54
В своих возражениях «псевдопредставители» Президента - сотрудники ФСБ России, указывают, что абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, без предоставления им жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Последнее словосочетание «без предоставления жилых помещений по месту прохождения военной службы» совершенно надумано, ибо в положениях абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» таких фраз, утверждений не содержится.
Далее ответчик пытается утверждать о возникновении в связи с увольнением с военной службы основания для повторного признании нуждающихся в улучшении жилищных условий – выбор места жительства, отличного от места прохождении военной службы, который порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жилым помещением в избранном месте жительства.
Это утверждение следует принять во внимание. Но для того чтобы понять о чем идет речь, обратимся к первоначальным редакциям Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Когда принимался Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в 1998 году и Положение о порядке прохождения военной службы в 1999году, действовала норма, согласно которой, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Что это значило? На каких таких общих основаниях военнослужащим предоставлялись жилые помещения?
Ответ на этот вопрос позволит дать Жилищный кодекс РСФСР, действовавший на тот период.
Согласно статье 28 ЖК РФСФР, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при продолжении военной службы предоставлялись в пользование жилые помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда.
После того, как выносилось решение о предоставлении военнослужащему жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, ему в соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР выдавался ордер на жилое помещение.
Я знаю много таких случаев, когда военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проживали в квартирах на основании ордеров.
Что можно было сделать с данной квартирой? Очень многие военнослужащие могли эти квартиры в последующем приватизировать и получить их в собственность. Многие этого не делали.
Однако как в первом, так и во втором случае, эти военнослужащие считались обеспеченными жилыми помещениями по установленным нормам. Здесь не надо путать наличие у военнослужащего служебного жилого помещения и жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда.
Так вот, что делать военнослужащему в последующем? Допустим, он получил в 2000 году квартиру по ордеру. В 2014 году он увольняется. Данный военнослужащий считается обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания. Но право на избрание места жительства, гарантированное статьей 27 Конституции России никто не отменял.
И вот тут возникает то, о чем действительно говорится в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», о том, что при перемене места жительства жилые помещения по прежнему месту службы сдаются.
Военнослужащий имеет право изъявить желание получить жилое помещение после увольнения в любом населенном пункте, в котором пожелает проживать. Жилое помещение в 2000 году было получено им на общих основаниях в связи с прохождением военной службы. И для того, чтобы получить жилое помещение по новому месту жительства (избранному им в связи с увольнением с военной службы) он должен сдать жилое помещение, полученное им ранее по месту службы.
А учитывая, что до 1 января 2005 года, военнослужащие при перемене места жительства в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имели на руках письменную гарантию от органа местного самоуправления о том, что в течение 3 месяцев по прибытии на избранное место жительства будут обеспечены жилыми помещениями для постоянного проживания, а ранее они уже были обеспечены такими помещениями по месту службы, то действительно имелся смысл увольнять военнослужащих согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Но никогда, еще раз повторю, никогда законодатель, ни Президент России не закладывали в свои нормы права такой смысл, что обеспеченность служебным жилым помещением по месту службы, является основанием для увольнения военнослужащего в связи с тем, что он желает получить жилое помещение для постоянного проживания по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.
Опять же фраза сотрудников ФСБ России в возражениях о том, что положения пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (согласно которым при наличии у военнослужащего по месту военной службы жилого помещения его сдача производится в случае перемены места жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства) не содержит указания на форму собственности жилого помещения, в котором проживает увольняемый военнослужащий по месту военной службы, не говорит о том, что речь здесь идет о служебных жилых помещениях.
В данном случае речь идет именно о жилых помещениях государственного или общественного жилищного фонда, которые военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, получили на общих основаниях в связи с продолжением военной службы. Либо речь может идти о жилых помещениях, полученных на основании договора социального найма жилого помещения, полученного такими военнослужащими по месту службы после 1 января 2005 года.