интересная тема пошла в арбитраже:
УК отвечает за детские площадки, даже если они не входят в состав общего имущества, а земля под домом не оформлена
Показать текст
Обязанность по содержанию детских площадок на прилегающей к жилым домам территории, лежит на УК, которая управляет домом, даже в тех случаях, когда земельный участок под МКД не сформирован, детские площадки не включены в состав общего имущества (ОИ), причем близость площадки к конкретному МКД не имеет значения, – площадка все равно находится в составе общего имущества (Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2020 г. № 303-ЭС20-11685).
На это указали суды в деле об оспаривании предписания в адрес УК об устранении различных нарушений ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
УК не оспаривала само плачевное состояние площадок, но пыталась доказать, что проведение проверки сопровождалось грубыми нарушениями, и что спорные площадки не входят в зону ее ответственности вышеупомянутым обстоятельствам.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Что касается грубых нарушений процедуры проверки – то суды таковых не установили (в качестве негрубых нарушений суд отметил дописки в акт проверки и отсутствие доказательств направления исправленного акта в адрес юридического лица).
А в части "детских" обязанностей УК суды рассуждали так:
ч. 1 ст.161 Жилищного кодекса предусмотрено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД;
согласно п. "ж" п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества МКД включаются детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД;
а в силу п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан;
в силу п. 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 согласно ч 1 ст. 16, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен МКД;
поэтому содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям УК независимо от того, упомянуты ли они в договоре управления, и имеется ли по вопросу их выполнения решение ОСС;
по фото и видеоматериалам, по схеме расположения участка судом установлено, что детские площадки "с нарушениями" расположены на территориях, прилегающих к обслуживаемым УК жилым домам;
наличие государственного кадастрового учета земельного участка под МКД и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность УК обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории;
ссылка УК на выписки из ЕГРН по указанным домам и схемы земельных участков отклоняется, поскольку для земельных участков спорных МКД не сформированы границы (это следует из материалов всего дела), иных игровых площадок указанные МКД дома не имеют;
по этой же причине отклоняется ссылка УК на то обстоятельство, что игровые площадки расположены ближе к иным МКД на той же улице – это не имеет правового значения.
Дополнительно суды сослались на письмо УК в муниципалитет о том, что УК осмотрела детские площадки на придомовых территориях, на основании осмотра ведутся работы по ремонту и демонтажу неисправных элементов: дескать, сами назвали площадки своими, теперь нечего отпираться! Довод УК, что письмо подписано неуполномоченным лицом, был отклонен как не имеющий значения для рассмотрения дела.
Верховный Суд РФ отказал УК в пересмотре дела, поскольку "доводы о неверном отнесении детских площадок к ОИ именно МКД, находящихся под управлением УК, получили надлежащую правовую оценку".
Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2020 г. № 303-ЭС20-11685:
Показать текст
Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2020 г. N 303-ЭС20-11685 по делу N А73-13544/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2020 по делу N А73-13544/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным предписания Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управления) от 14.06.2019 N 18,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратуры Хабаровского края,
установил:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и удовлетворить требование.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, управлением проведена внеплановая выездная проверка общества с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов по месту осуществления деятельности.
В ходе проверки управлением установлено, что общество, являясь управляющей организацией многоквартирных домов, в нарушение пунктов 4.3.26.8, 4.3.26.5, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.26.12 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденного приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1148-ст (далее - ГОСТ Р 52169-2012), осуществляло эксплуатацию детских площадок, не соответствующих требованиям безопасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи управлением предписания, которое оспорено обществом в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 16, 36, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ГОСТ Р 52169-2012, пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения предписания ввиду доказанности нарушения обществом обязательных требований национального стандарта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о неверном отнесении детских площадок к общему имуществу именно многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, а также о нарушении управлением порядка проведения проверки, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Приведенные доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
М.К. Антонова