Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения размером от 15 до 25 кв.м. в соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» может быть реализовано с одновременным применением п. 2 ст. 15.1 этого же ФЗ о допустимом превышении нормы предоставления на 9 кв.м, а количественный показатель общей площади жилья в десятичных дробях должен округляться до целого числа в меньшую сторону (например, 61,7 кв.м - до 61 кв.м)

Показать текст
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2009
Калужский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции Д.В.В., при секретаре М.Е.Н., с участием заявителя и представителя начальника и жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Калужской области Р., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего Главного управления МЧС России по Калужской области полковника Б. об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Калужской области об отказе в предоставлении ему жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Б. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в соответствии с утвержденным начальником Главного управления МЧС России по Калужской области (далее Главное управление) решением жилищной комиссии этого же управления (протокол № 00 от 00 ноября 2009 года) ему отказано в предоставлении квартиры общей площадью 61,7 кв.м. Не соглашаясь с таким решением, заявитель полагал, что он, как имеющий воинское звание «полковник», был вправе получить вышеназванное жилое помещение на состав семьи два человека. В связи с чем, он просил суд указанные действия признать незаконными; обязать жилищную комиссию Главного управления, отменить оспариваемое им решение и вынести новое решение в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и указал, что он проходит военную службу в воинском звании «полковник». На основании чего, на состав его семьи (он и его жена) в соответствии со ст.ст. 15 и 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» может быть предоставлено жилое помещение общей площадью до 70 кв. м. Поэтому оспариваемое им решение начальника и жилищной комиссии Главного управления (протокол № 00 от 00 ноября 2009 года) об отказе в предоставлении ему квартиры № 00 в корпусе 0 дома 0 по ул. Кубяка в г. Калуге, имеющей общую площадь 61,7 кв.м., незаконно и подлежит отмене.
Представитель заинтересованных лиц Р. требования заявителя не признал и пояснил, что при принятии оспариваемого решения начальник и жилищная комиссия Главного управления руководствовались тем, что Б. на состав его семьи вправе получить жилое помещение общей площадью 36 кв. м. (18 кв.м. х 2). При этом с учетом права заявителя на дополнительную площадь, максимальный размер общей площади предоставляемой ему квартиры может быть увеличен до 61 кв.м. Поэтому Б. не может быть предоставлено жилое помещение, имеющее общую площадь 61,7 кв.м.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
При этом п. 8 этой же статьи закреплено право офицеров, имеющих воинское звание «полковник» на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Кроме того, п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определена норма предоставления площади жилого помещения – в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами установлено, что Б. проходит военную службу в воинском звании «полковник», состав его семьи – два человека (он и его жена). Каких-либо жилых помещений в собственности или по договору социального найма у заявителя и у его жены в г. Калуге не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанной нормой предоставления площади жилого помещения, с учетом состава его семьи, Б. имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью 36 кв.м. (2 х 18 кв.м.). Кроме того, заявителю присвоено воинское звание «полковник», что дает ему право на основании п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» получить дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 кв.м. Следовательно, минимальный размер общей площади жилого помещения, на предоставление которого имеет право заявитель, составляет 51 кв.м. (36 кв.м. + 15 кв.м.), а максимальный – 61 кв.м. (36 кв.м. + 25 кв.м.).
Как видно из оспариваемого заявителем решения от 0 ноября 2009 года, ему отказано в предоставлении квартиры № 00 в корпусе 0 дома 0 по ул. Кубяка в г. Калуге, поскольку названное жилое помещение имеет общую площадь, не 61 кв.м., а 61,7 кв.м.
Вместе с тем, по смыслу ст.ст. 15 и 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» измерение общей площади жилого помещения установлено в квадратных метрах. Поэтому, при решении вопроса о распределении заявителю квартиры жилищной комиссии Главного управления следовало руководствоваться количеством полных метров общей площади предоставляемого жилого помещения, которое составляет именно 61 кв.м.
Что же касается реальной общей площади оспариваемой квартиры (на 0,7 кв.м. больше чем 61 кв.м.), то она является технической характеристикой жилого помещения, и в соответствии с вышеизложенными выводами суда, при распределении жилья должна учитываться без ее дробной составляющей.
Кроме того, превышение нормы не более чем на 9 кв.м. является допустимым, исходя из конструктивных и технических параметров жилья в соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Каких-либо других оснований для отказа Б. в предоставлении ему жилого помещения в оспариваемом решении начальника и жилищной комиссии Главного управления не содержится.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности принятого начальником и жилищной комиссией Главного управления в отношении Б. решения от 0 ноября 2009 года об отказе в распределении ему квартиры № 00 в корпусе 0 дома 0 по ул. Кубяка в г. Калуге, в связи с чем, данное решение подлежит отмене.
Кроме того, суд учитывает, что вопросы, связанные с учетом военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, решаются командиром (начальником) на основании решения жилищной комиссии воинской части. Комиссия - это коллегиальный орган, который должен принимать решение путем голосования на основании представленных военнослужащим документов, и после проверки жилищных условий, как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Суд же, не подменяя функции коллегиального органа, должен лишь оценить законность принятого командиром и жилищной комиссией решения.
В связи с чем, для восстановления прав заявителя в полном объеме суд полагает необходимым обязать жилищную комиссию Главного управления рассмотреть вопрос о предоставлении Б. жилого помещения и вынести при этом новое решение в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Б. об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Калужской области об отказе в предоставлении ему жилого помещения, – признать обоснованным и удовлетворить.
Признать незаконным утвержденное начальником Главного управления МЧС России по Калужской области решение жилищной комиссии этого же Главного управления от 0 ноября 2009 года об отказе в предоставлении Б. жилого помещения.
Обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Калужской области отменить ее решение от 0 ноября 2009 года (протокол № 00) и вынести новое решение в соответствии с действующим законодательством.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский окружной военный суд через Калужский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья