3 февраля 2010 г. Лаврову в г.Санкт-Петербурге с учетом права на дополнительную жилплощадь, решением жилищной комиссии ВАТТ на состав семьи 1 человек была распределена квартира общей площадью 59, 54 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.0 к. 0 кв. 0. Список на распределение жилья был подписан уполномоченными должностными лицами и утвержден командующим войсками ЛенВО. После подписания акта технического состояния, снятия с регистрационного учета и получения ключей от квартиры, заявитель стал оплачивать коммунальные и иные услуги в соответствии с договором заключенном с управляющей компанией.
22 декабря 2011 г. заявитель получил от начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ решение от 7 декабря 2011 г. № 03-31/0597 об отказе в предоставлении ему распределенного вышеуказанного жилого помещения. Как следовало из решения, мотивом отказа в предоставлении жилья явился факт дарения Лавровым в декабре 2007 г. своей дочери (10,72 кв.м.) в квартире в Санкт-Петербурге, принадлежащей заявителю на праве собственности. Поскольку пять лет с момента совершения сделки не прошло, то норма предоставления жилья заявителю по мнению ответчика, с учетом подаренной доли, должна составлять не более 50,28 кв.м. ( 18+18+25-10,72=50,28 кв.м.).
...
К нормативным актам, регулирующим порядок обеспечения военнослужащих Министерства обороны РФ состоящих на учете нуждающихся в жилье, а также права и обязанности должностных лиц органов военного управления по обеспечению жильем военнослужащих, относится в частности, Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 г. «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Действительно, согласно п.14 инструкции, размер предоставляемой общей площади жилого помещения военнослужащим уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. Таким образом, министр обороны РФ, реализуя имеющиеся у него полномочия, установил, что при предоставлении военнослужащим жилья, уполномоченный орган при предоставлении жилья учитывает размер общей площади жилья, принадлежащего военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. В тоже время,
инструкция не содержит каких-либо ограничений на предоставление военнослужащим состоящих на жилищном учете жилья, в случае, если эти военнослужащие, реализуя имеющиеся у них права, распорядились жильем, приобретенного за собственные средства. Данный вывод суда основан на ст.35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Очевидно, что закрепляя за военнослужащими право на обеспечение жильем, государство не ограничило тем самым, их право приобретать и распоряжаться приобретенным имуществом, в том числе и жильем, приобретенным за личные средства, поскольку иное, повлекло бы нарушение их прав и свобод, гарантированных государством.
Текст полностью

Показать текст
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2012 года г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в лице судьи Ефремова Д.А., при секретаре Савченко Е.Ю., с участием заявителя Лаврова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Лаврова П.В. к начальнику ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании действий связанных отказом в предоставлении жилья по договору социального найма,
Установил:
Лавров обратился в суд с заявлением, в котором просил суд:
- признать незаконным и не действующим с момента принятия решение начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 7 декабря 2011 г. № 03-31/0597 в части отказа в предоставлении Лаврову распределенного ДЖО МО РФ жилого помещения на состав семьи 1 человек – квартиры общей площадью 59, 9 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.0 к. 0 кв. 0.
- обязать начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение и предоставить заявителю вышеуказанное жилье по договору социального найма.
В судебном заседании Лавров требования поддержал, пояснив, что он проходит военную службу в Военной академии тыла и транспорта (ВАТТ) в должности преподавателя, жилым помещением от МО РФ не обеспечен. Имеет общую продолжительность военной службы 26 лет, признан нуждающимся в обеспечение жильем. 3 февраля 2010 г. Лаврову в г.Санкт-Петербурге с учетом права на дополнительную жилплощадь, решением жилищной комиссии ВАТТ на состав семьи 1 человек была распределена квартира общей площадью 59, 54 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.0 к. 0 кв. 0. Список на распределение жилья был подписан уполномоченными должностными лицами и утвержден командующим войсками ЛенВО. После подписания акта технического состояния, снятия с регистрационного учета и получения ключей от квартиры, заявитель стал оплачивать коммунальные и иные услуги в соответствии с договором заключенном с управляющей компанией.
22 декабря 2011 г. заявитель получил от начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ решение от 7 декабря 2011 г. № 03-31/0597 об отказе в предоставлении ему распределенного вышеуказанного жилого помещения. Как следовало из решения, мотивом отказа в предоставлении жилья явился факт дарения Лавровым в декабре 2007 г. своей дочери (10,72 кв.м.) в квартире в Санкт-Петербурге, принадлежащей заявителю на праве собственности. Поскольку пять лет с момента совершения сделки не прошло, то норма предоставления жилья заявителю по мнению ответчика, с учетом подаренной доли, должна составлять не более 50,28 кв.м. ( 18+18+25-10,72=50,28 кв.м.).
По мнению заявителя, данное решение является незаконным, поскольку он жилья на праве собственности не имеет, при этом жилье, полученное от МО РФ в период службы, он установленным порядком сдал. Доля собственности в однокомнатной квартире в г.Санкт-Петербурге по адресу : пр.Большевиков д.0. к.0. кв.0, подаренной дочери, была приобретена за счет личных средств заявителя, путем участия в долевом строительстве. Лавров пояснил, что он был вправе распоряжаться приобретенной за счет личных средств жилплощадью, при этом указанные действия не свидетельствуют о намеренном ухудшении им жилищных условий и не должны учитываться при расчете жилой площади жилья предоставляемого ему по договору социального найма. По указанным основаниям, Лавров просил заявление удовлетворить.
Начальник ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в суд не прибыл, представителя не направил, в поданных возражениях просил отказать в удовлетворении требований.
Начальник Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», в суд не прибыл, представителя не направил, о причинах не явки не сообщил.
Выслушав заявителя и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявление является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пояснениями заявителя в суде и материалам дела, Лавров жильем в период службы в ВАТТ не обеспечивался. Решением вступившего в законную силу Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18 июля 2008 г. вынесенного по заявлению Лаврова установлены следующие обстоятельства.
Из сообщений регистратора управления ФРС по г.С.Петербургу, Лавров недвижимого имущества в г.С.Петербурге, не имеет. Из договора дарения доли квартиры от 15 декабря 2007 г. усматривается, что Лавров подарил дочери бственности на квартиру по адресу: г.Санкт-Петербург, пр.Большевиков д.0. к.0. кв.0. Свидетельством о расторжении брака от 27 марта 2008 г. подтверждает факт развода заявителя с женой – Лавровой Светланой Владимировной.
Из решения суда усматривается, что заявитель оспаривал действия жилищной комиссии и начальника академии связанные с отказом в признании его нуждающимся в жилье, в связи с дарением им доли жилья своей дочери. При этом суд удовлетворил заявление Лаврова, возложив на жилищную комиссию и начальника академии обязанность по постановке заявителя на жилищный учет. В последствие, Лаврову в порядке установленным приказом МО РФ №80 – 2000 г., была распределена квартира, общей площадью 59, 9 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.0 к. 0 кв. 0.
Правовая защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Согласно ст.1 данного Закона, соблюдение прав предоставляемых военнослужащим в силу их особого статуса, гарантируется государством.
Одной из наиболее значимых мер социальной защиты, для военнослужащих является предоставление им в период службы жилья по нормам установленными действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, государство гарантирует, военнослужащим предоставление жилых помещений, в порядке, установленном действующим законодательством.
К нормативным актам, регулирующим порядок обеспечения военнослужащих Министерства обороны РФ состоящих на учете нуждающихся в жилье, а также права и обязанности должностных лиц органов военного управления по обеспечению жильем военнослужащих, относится в частности, Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 г. «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Действительно, согласно п.14 инструкции, размер предоставляемой общей площади жилого помещения военнослужащим уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. Таким образом, министр обороны РФ, реализуя имеющиеся у него полномочия, установил, что при предоставлении военнослужащим жилья, уполномоченный орган при предоставлении жилья учитывает размер общей площади жилья, принадлежащего военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. В тоже время, инструкция не содержит каких-либо ограничений на предоставление военнослужащим состоящих на жилищном учете жилья, в случае, если эти военнослужащие, реализуя имеющиеся у них права, распорядились жильем, приобретенного за собственные средства. Данный вывод суда основан на ст.35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Очевидно, что закрепляя за военнослужащими право на обеспечение жильем, государство не ограничило тем самым, их право приобретать и распоряжаться приобретенным имуществом, в том числе и жильем, приобретенным за личные средства, поскольку иное, повлекло бы нарушение их прав и свобод, гарантированных государством.
Как было установлено в судебном заседании Лаврову, как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту и состоящему на жилищном учете в соответствие с порядком, установленным министром обороны РФ в приказе №80-2000 г., действующим на момент распределения жилья заявителю по месту службы и с учетом его права на дополнительную площадь, была распределена квартира по нормам, установленным законодательством. Список распределения жилья был согласован с уполномоченными лицами довольствующих органов и 8 июля 2010 г. утвержден командующим войсками ЛенВО. Очевидно, что при таких обстоятельствах, оснований для фактического пересмотра решения командующего войсками ЛенВО о распределении жилья заявителю у должностных лиц ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не имелось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приобретение заявителем за личные средства доли собственности в квартире по месту прохождения военной службы, которой он распорядился на законных основаниях, не имеет правового значения при решении вопроса о предоставлении ему жилья по месту службы от Министерства обороны РФ, поскольку указанные действия являются лишь реализацией заявителем предоставленных ему Конституцией РФ прав по распоряжению принадлежащим ему имуществом, в связи с чем, указанные действия произведенные Лавровым, не могут являться основанием для освобождения уполномоченного органа МО РФ от обязанности по обеспечению его жильем по месту прохождения военной службы в порядке установленным приказом МО РФ № 1280 – 2011 г., не предусматривающего ограничений для предоставления жилья военнослужащим, распорядившихся жильем приобретенного за собственные средства.
руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, суд-
решил:
Заявление Лаврова П.В. удовлетворить.
Признать незаконным и не действующим с момента принятия решение начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 7 декабря 2011 г. № 03-31/0597 об отказе в предоставлении Лаврову П.В. распределенного жилого помещения на состав семьи 1 человек – квартиры общей площадью 59, 9 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.0 к. 0 кв. 0.
Обязать начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить данное решение и предоставить Лаврову П.В. вышеуказанное жилье по договору социального найма.
Судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины возложить на Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» взыскав с него в пользу Лаврова П.В. 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.