Что сделать, чтобы прокуроры, приставы, следователи наконец-то увидели высокопоставленного должника?
Анализ ситуации с исполнением судебных актов приводит к печальным выводам.
В настоящее время все военные суды буквально ЗАВАЛЕНЫ заявлениями военнослужащих на беззаконие в Министерстве обороны. Также как и завалена исполнительными листами ФССП, где должниками указаны должностные лица Минобороны. Как правило, у судебного пристава находится на исполнении от 500 и более дел. И всё это каждый день растет как снежный ком.
Если судить из моего опыта обращений в военные суды, прокуратуру, Следственный комитет, ФССП, то вывод однозначен- все негативные материальные и моральные последствия вызванные нарушением законодательства должностными лицами Минобороны, в т.ч. неисполнение судебных актов, ложатся исключительно на самого взыскателя .
Должностные лица Минобороны, которые являются должниками в исполнительном производстве, напротив- могут совершенно спокойно и дальше продолжать нарушать законы и не выполнять решения судов. Никакой ответственности (уголовной по ст.315 УК РФ, административной по ст. 17.15 КоАП РФ, материальной по ФЗ-68 от 30.04.2010 г.) они за это не несут. Следствие этого- дальнейший рост беззакония и коррупции в Вооруженных силах, которая давно уже является не исключением из правил, а именно правилом. Недобросовестные чиновники в погонах объясняют всё доходчиво и просто: «Или давай договариваться по- хорошему или иди в суд. А потом попробуй добиться, чтобы я исполнил решение суда!»
Фактом являются и очевидные ножницы между зарплатами судей и прокуроров с одной стороны и зарплатами судебных приставов с другой. Они отличаются на порядок, причём не пользу последних. Как следствие- огромная текучесть кадров в ФССП. Нагрузка у них огромная, а зарплаты маленькие.
И что важно- даже если пристав добьется 100 % исполнения решений судов в установленный законом срок (2 месяца) он всё равно будет получать те же жалкие 15- 20 тысяч рублей.
Аналогично и у прокурора полностью отсутствует материальная стимуляция к исполнению надзорных функций и профилактике нарушений законов чиновниками.
Закрытой от общества является и статистика в Судебном Департаменте Верховного Суда РФ и ФССП РФ по количеству обращений военнослужащих в военные суды, количеству удовлетворенных исков (заявлений) и количеству неисполненных судебных решений в установленный законом 2-х месячный срок. Данная информация (по военнослужащим) отсутствует в свободном доступе на официальных сайтах указанных учреждений. Я думаю это не случайно- она повергнет в шок любого.
Вопросы, на которые нижепоименованные чиновники принципиально не отвечают, но которые имеются у любого военнослужащего, сталкивающего с исполнением вынесенных в его пользу судебных решений :
Парфенчикову Артуру Олеговичу - Директору Федеральной службы судебных приставов
1. Для чего в ФЗ установлены сроки исполнения судебных решений – не более 2 месяцев (п.1 ст. 36 N 229-ФЗ от 02.10.2007) - и почему он не выполняется ФССП в огромном большинстве случаев, когда должниками являются должностные лица Минобороны?
2. Почему ФССП буквально ЗАВАЛЕНА исполнительными листами, где должниками являются должностные лица Минобороны? Не потому ли, что они абсолютно уверены, что за неисполнение судебных решений им не будет АБСОЛЮТНО ничего и ст.315 УК РФ написана не для них?
Сердюкову Анатолию Эдуардовичу– Министру обороны.
1. Почему Ваши подчиненные годами не исполняют вступившие в законную силу и вынесенные «именем РФ» решения военных судов?
2. В следствии каких причин должностные лица Минобороны творят беззаконие по отношению к собственным подчиненным?
Бастрыкину Александру Ивановичу - Председателю Следственного комитета России.
1. Почему следователи, в принципе, отказываются возбуждать уголовные дела против должностных лиц Минобороны по факту длительного неисполнения судебных решений по ст. 315 УК РФ? Неужели непонятно, что это неизбежно ведёт к росту беззакония и коррупции в Вооруженных силах?
Чайке Юрию Яковлевичу – Генеральному прокурору.
1. Существует ли, как таковой, прокурорский надзор за соблюдением прав военнослужащих?
Если да, то почему тогда все военные суды буквально ЗАВАЛЕНЫ заявлениями военнослужащих на беззаконие в Министерстве обороны?
Лебедеву Вячеславу Михайловичу – Председателю Верховного суда
1. Как известно, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, чиновник нарушивший закон, должен сообщить в суд и гражданину об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения судебного решения. Почему тогда должностные лица Минобороны не исполняют судебные решения годами?
Почему не осуществляется контроль судами за исполнением вынесенных решений (ст.258 ГПК РФ)?
2. Почему суды, несмотря на однотипность нарушения законов и длительное неисполнения судебных решений, ни разу в истории не вынесли даже частного определения в отношении должностных лиц Минобороны (ст.226 ГПК РФ) и не применяют меры предусмотренные федеральным законом (п.2 ст.206 ГПК РФ)?
3. Вас не смущает, что военные суды превратились фактически в чисто декоративный орган? Дело даже не в сути выносимых решений, а в том, что чиновники Минобороны, если судебное решение их не устраивает, просто его игнорируют?
4. Неужели Вы не видите, что огромное число российских граждан просто не верит, что российское правосудие может реально защитить их права и законные интересы, хотя бы по тому, что судебные решения ни к чему не обязывают чиновников и исполняют они их «по мере возможности», причем «возможности» определяют сами чиновники?
5. Существует, ли в России судейское сообщество способное объявить войну массовому неисполнению судебных решений чиновниками?
Медведеву Дмитрию Анатольевичу- Президенту РФ
1. Назовите хотя бы ещё одну армию в мире, кроме российской, где офицеры массово судятся с собственным Министерством обороны, а потом годами не могут добиться выполнения вынесенных в их пользу решений.
2. Как Вы сами оцениваете собственную деятельность, как гаранта соблюдения конституционных прав военнослужащих, для которых Вы одновременно являетесь и Верховным Главнокомандующим?
Что делать?
ИНИЦИИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ:
• Внести изменений в Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ, а именно - дополнить ч. 9 ст. 3 пунктом 5 в следующей редакции:
«5. исполнение в разумный срок судебного акта, обязывающего государственный орган, орган местного самоуправления или должностных лиц этих органов совершить определенные действия, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета».
Пояснение:
Средства правовой защиты, введенные Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ, для большинства взыскателей являются заведомо недоступными, так как они не попадают в категорию лиц имеющих право на рассмотрение судом заявлений о присуждении денежной компенсации- из п. 4 ч. 9 ст. 3 данного закона следует, что такой судебный акт должен касаться только денежных обязательств. На основании этого суды отказываются принимать к рассмотрению заявления о присуждении компенсации, если должник длительное время не выполняет решение суда требующее от него совершить определенные действия (например, отменить незаконный приказ) или обеспечить имущественные права взыскателя (обеспечить жильём).
Данное изменение в ФЗ №68 сделает возможным назначать денежную компенсацию за длительное неисполнение судебных актов во всех случаях, где должниками являются госорганы. Как следствие- у чиновников появится реальный стимул не тянуть с исполнением судебных актов.
• Внести в ст. 118 Федерального закона "Об исполнительном производстве" фактическую ответственность лица, задерживающего перечисление денежных средств взыскателю в виде неустойки (пени) в размере 1% за каждый день просрочки от не выплаченной вовремя суммы или в размере не менее 1/30 от минимальной оплаты труда в РФ (с 1 июня 2011 г.- 4611 рублей) по не денежным обязательствам.
Пояснение: схема такая же, как и для меня, если я до 10 числа не заплачу квартплату. То есть, начисляются автоматически.
• Увеличить в 10 раз размер административных штрафов установленных ст. 17.15 КоАП РФ.
Пояснение: В настоящее время размер штрафов носит символический характер.
В соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
• Внести изменения в ст. 315 УК РФ- убрать слово «злостное».
Пояснение:
В соответствии со ст. 315 УК РФ уголовной ответственности подлежит представитель власти, госслужащий, служащий органа местного самоуправления, а также служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации за:
- злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта;
- воспрепятствование их исполнению.
Такой признак, как злостность, носит оценочный характер и на практике приводит к тому, что данная статья к чиновникам неприменима. И в соответствии с практикой для квалификации по ст. 315 , как правило, необходимо неоднократное наложение судом, судебным приставом-исполнителем административных санкций (вынесение предупреждений) за неисполнение судебного решения.
Кроме того, я думаю необходима стимуляция приставов. Получаемые штрафы и пени необходимо использовать на их материальную стимуляцию. Зарплата пристава, у которого 100 % исполнение решений судов в установленный законом срок (2 месяца), должна соответствовать зарплатам федеральных судей (более 150 тыс. рублей). Аналогично должно быть и у прокуроров- чем меньше на подведомственной ему территории удовлетворенных судом заявлений граждан на действие чиновников, тем выше зарплата.