"Как усматривается из служебного письма в адрес Начальника штаба-первого заместителя начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации от 29.11.2007 № 147/2/3/51081, ВрИО начальника ГлавКЭУ МО РФ полагал незаконным предоставление АБАШИНУ жилого помещения, поскольку, по его мнению, жилищная комиссия не приняв во внимание площадь имеющейся в собственности у членов его семьи квартиры по адресу: Санкт-Петербург, 14-я линия, общей площадью 127,6 кв.м, нарушила требования п.2 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 и допустила существенное превышение норм предоставления жилья в Санкт-Петербурге.
Следовательно, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по месту его военной службы, в учет принимается жилая площадь, занимаемая по договорам социального найма либо находящаяся в собственности, не всех лиц, на которых пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о статусе военнослужащих, а лишь члены семьи военнослужащего совместно с ним проживающие."

Показать текст
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» марта 2008 года гор.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в лице судьи подполковника юстиции ПОКРОВСКОГО С.С., при секретаре - БЕЖАН С.Н., с участием заявителя АБАШИНА Н.П. и представителей сторон: от заявителя – адвоката ХОМЯКОВА В.Е., от заинтересованного лица - САЙФУЛИНА Д.Р., в открытом судебном заседании в помещении военного суда рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Военной академии тыла и транспорта капитана 1 ранга запаса АБАШИНА Н. П. об оспаривании действий начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны России (ГлавКЭУ МО РФ) по пересмотру списка распределения жилого помещения,-
у с т а н о в и л :
АБАШИН обратился в суд с вышеуказанным заявлением и в его обоснование указал, что с 1994 года он состоит на жилищном учете в Военной академии тыла и транспорта (ВАТТ) и проживает в общежитии. Решением жилищной комиссии и начальника ВАТТ от 5 февраля 2007 года ему распределена однокомнатная квартира общей площадью 38,8 кв.м, расположенная по адресу: гор.Санкт-Петербург, Кадетская (Съездовская) линия. После оформления в ВАТТ и согласования во всех инстанциях список распределения жилого помещения 20 февраля 2007 года был утвержден начальником ГлавКЭУ МО РФ. Однако в январе 2008 года ему, АБАШИНУ, стало известно, что исполняющий обязанности начальника ГлавКЭУ МО РФ пересмотрел решение об утверждении списка распределения жилья и, сославшись на обеспеченность членов семьи жилой площадью и п.2 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65, полагал незаконным решение жилищной комиссии ВАТТ от 5.02.2007, чем создал препятствия в оформлении документов на право пользования предоставленным жилым помещением.
В поданном заявлении и в судебном заседании АБАШИН полагая, что должностным лицом нарушены ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.13 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и неверно истолкованы нормы Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65, просил признать незаконными действия начальника ГлавКЭУ МО РФ, связанные с пересмотром ранее утвержденного списка распределения жилых помещений и отказом в утверждении списка распределения жилых помещений по адресу: г. Санкт-Петербург, Кадетская (Съездовская) линия; обязать должностное лицо восстановить право и предоставить ему данное жилое помещение.
В судебном заседании представитель заявителя требования АБАШИНА поддержал по изложенным в заявлении основаниям. При этом представитель обратил внимание, что члены семьи АБАШИНА обеспечены жилым помещением по установленным нормам и на жилищном учете по месту военной службы военнослужащего в Санкт-Петербурге не состояли, в связи с чем командованием ВАТТ жилье было предоставлено только на одного заявителя с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Должностное лицо, чьи действия оспариваются, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, о причинах неявки не уведомил, письменных возражений и доказательств суду не предоставил.
Представитель заинтересованного лица САЙФУЛЛИН полагал заявление АБАШИНА обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения заявителя, представителей участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд находит заявление АБАШИНА подлежащим удовлетворению.
Так, согласно приказам Минобороны России от 28.10.2000 № 737, начальника ВАТТ от 1.12.2000 №217, выписке из личного дела, протоколу жилищной комиссии ВАТТ от 29.11.1994 №4 и списку военнослужащих ВАТТ от 30.03.2007, капитан 1 ранга запаса АБАШИН, проходивший военную службу по контракту в Военной академии тыла и транспорта, имеющий общую продолжительность военной службы 27 лет, после увольнения в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями остался на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по последнему месту военной службы – в городе Санкт-Петербурге.
В соответствии со справками 1967 ОМИС от 28.08.1994 №19, от 19.02.2007 №481, справкой о прописке и ордерам, ранее предоставлено жилое помещение в городе Мурманске АБАШИН в установленном порядке сдал квартирно-эксплуатационным органам Минобороны России, а в городе Санкт-Петербурге с 1994 года – постоянно проживает и зарегистрирован в общежитии Михайловской военно-артиллерийской академии.
Решением жилищной комиссии и начальника ВАТТ от 5 февраля 2007 года (протокол № 2) АБАШИНУ распределено жилое помещение (на него одного) - отдельная однокомнатная квартира общей площадью 38,8 кв.м, расположенная по адресу: гор. Санкт-Петербург, Кадетская (Съездовская) линия. Решение жилищной комиссии оформлено списком по форме согласно приложению №7 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласовано с начальником Смирновской КЭЧ района и начальником 131 КЭУ ГлавКЭУ МО РФ и 20 февраля 2007 года утверждено начальником ГлавКЭУ МО РФ.
Как усматривается из служебного письма в адрес Начальника штаба-первого заместителя начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации от 29.11.2007 № 147/2/3/51081, ВрИО начальника ГлавКЭУ МО РФ полагал незаконным предоставление АБАШИНУ жилого помещения, поскольку, по его мнению, жилищная комиссия не приняв во внимание площадь имеющейся в собственности у членов его семьи квартиры по адресу: Санкт-Петербург, 14-я линия, общей площадью 127,6 кв.м, нарушила требования п.2 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 и допустила существенное превышение норм предоставления жилья в Санкт-Петербурге.
Давая оценку названным обстоятельствам и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в порядке установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом.
Основания предоставления жилых помещений и особенности обеспечения жильем в отношении военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 № 66-ФЗ) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту в Минобороны России, на улучшение жилищных условий по месту военной службы, регламентируется Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ (утвержденной приказом Минобороны России от 15.02.2000г. № 80).
Согласно п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и этой Инструкцией.
Отдельные вопросы, касающиеся предоставления жилых помещений по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге – месту военной службы заявителя, не урегулированные вышеназванными законом и ведомственным нормативным актом, определяются в соответствии с нормами Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005г. № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»
Действительно, пунктом 2 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005г. № 407-65 установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Однако, вопреки мнению должностного лица, названная норма не ужесточает требования п.7 ст.57 ЖК РФ, а с учетом предписаний п.2 ст.51 ЖК РФ, фактически их дублирует.
Кроме того, при определении лиц, чья жилая площадь подлежит принятию во внимание при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, следует исходить из понятия членов его семьи, которым оперирует жилищное законодательство.
Согласно ч.1 ст.69 и ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (собственника жилого помещения) относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также родители и дети. Такой же подход к определению понятия членов семьи гражданина применяется и в Законе Санкт-Петербурга от 19 июля 2005г. № 407-65.
Следовательно, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по месту его военной службы, в учет принимается жилая площадь, занимаемая по договорам социального найма либо находящаяся в собственности, не всех лиц, на которых пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о статусе военнослужащих, а лишь члены семьи военнослужащего совместно с ним проживающие.
Как установлено судом, с 1994 года военнослужащий АБАШИН проживал отдельно от семьи в общежитии МВАА и стоял на жилищном учете без супруги и детей, обеспеченных жилым помещением в городе Санкт-Петербурге. По последнему месту военной службы АБАШИН не имеет жилья по договору социального найма либо в собственности, а равно права пользования жилым помещением, в котором проживают члены его семьи.
Документальных доказательств, опровергающих названные обстоятельства, должностным лицом суду не предоставлено.
При таком положении суд соглашается с доводами заявителя и находит ошибочной ссылку начальника ГлавКЭУ МО РФ на п.2 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005г. № 407-65.
Вопреки мнению должностного лица, при предоставлении АБАШИНУ жилого помещения общей площадью 38,8 кв.м жилой комиссией ВАТТ не допущено существенного превышения норм предоставления жилой площади, поскольку военнослужащий в соответствии с п.8 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на дополнительную площадь не менее 15 кв.м и не более 25 кв.м.
Иных правовых либо фактических оснований для отказа согласования списка распределения жилого помещения военнослужащему АБАШИНУ должностным лицом не указано.
В связи с изложенным, суд признает необоснованным умозаключение должностного лица, выраженное в служебном письме от 29.11.2007 № 147/2/3/51081, о незаконности распределения АБАШИНУ жилого помещения.
Помимо изложенного, статьей 37 Инструкции определено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром воинской части (начальником военного учреждения) и председателем жилищной комиссии воинской части (военного учреждения), после чего согласовывается с довольствующими квартирно-эксплуатационными органами. Списки распределения жилых помещений во вновь построенных домах согласовываются начальником КЭУ округа и им равным.
По смыслу ст.ст.37, 38 и 40 Инструкции начальники квартирно-эксплуатационных органов проверяют соблюдение законодательства при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, правильность оформления и наличие всех необходимых документов, а в случае выявления нарушений - вправе отказать в согласовании списка распределения жилья.
Между тем, 20 февраля 2007 года список распределения жилого помещения по ВАТТ в отношении АБАШИНА был утвержден начальником ГлавКЭУ МО РФ.
Возможность пересмотра должностными лицами квартирно-эксплуатационных органов ранее принятых решений о предоставлении жилья военнослужащим по своему усмотрению и без отмены соответствующих протоколов жилищных комиссии законом не предусмотрена.
Вследствие вышеизложенного суд признает незаконным умозаключение ВрИО начальника ГлавКЭУ МО РФ о незаконности распределения жилого помещения АБАШИНУ и пересмотре решения об утверждении соответствующего списка, выраженное в служебном письме от 29.11.2007 № 147/2/3/51081, и возлагает на должностное лицо обязанность отозвать его от адресата.
Судебные расходы АБАШИНА при производстве по делу, состоящие из затрат по уплате госпошлины при обращении в суд с заявлением в размере 100 рублей, в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежат возмещению финансовым органом воинского должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, суд-
р е ш и л :
Заявление АБАШИНА признать обоснованным:
Признать незаконными действия начальника ГлавКЭУ МО РФ, связанные с пересмотром решения об утверждении списка распределения жилого помещения по ВАТТ в отношении АБАШИНА Н.П..
Обязать начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации устранить препятствия в предоставлении капитану 1 ранга запаса АБАШИНУ Н. П. жилого помещения, расположенного по адресу гор.Санкт-Петербург, Кадетская (Съездовская) линия, и отозвать из Штаба Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации исх. от 29.11.2007 №147/2/3/51081.
Взыскать с Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации в пользу АБАШИНА Н. П. 100 (сто) рублей в счет возмещения судебных расходов.
По вступлении решения суда в законную силу обеспечительные меры, принятые на основании определения судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 07.03.2008, – о т м е н и т ь.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
судья Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда
С.С.Покровский