ОК, интересующиеся пусть смотрят в скрытых диапазонах этого сообщения.

Показать текст
Отправлено и принято 23.05.2012 г. Уточнять ход рассмотрения – по тел. (495) 913-04-84
Приложение к запросу в центральный аппарат ФНС России по вопросу взимания налога на доходы физических лиц при выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Считаю, что из указанной выплаты налог на доходы физ.лиц не должен взиматься со всей суммы по следующим основаниям:
1) В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
государственные пособия, … а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством».
По-моему, единовременное пособие при увольнении военнослужащих с военной службы следует рассматривать в числе иных выплат, установленных действующим законодательством. Указанное пособие установлено частями 3 – 5 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им дополнительных выплат» - для военнослужащих, проходящих службу во внутренних войсках МВД России и для военнослужащих Минобороны России, а также частью 3 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (по 31.12.2012 г.) - для военнослужащих иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы.
В абзаце восьмом пункта 3 статьи 217 НК РФ говорится о «сумме выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации», т.е. о тех выплатах, которые предусмотрены статьями 178 и 181 Трудового кодекса РФ для работников (но не для военнослужащих), в случаях их вынужденного увольнения. Поэтому, считаю, что понятия «выходное пособие» и «единовременное пособие при увольнении» не тождественные.
2) Если же единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы следует относить к компенсационным выплатам, налогообложение которых (освобождение от налогообложения) регулируется требованиями пункта 3 статьи 217 НК РФ, то налог с него не должен удерживаться в связи с тем, что:
- данная выплата производится в пределах норм, установленных законодательством, и зависит от выслуги военнослужащего на день его увольнения, а также от основания, по которому он уволен и не может быть увеличена вследствие договора между работником и работодателем. В отличие от военнослужащих, суммированный размер выходного пособия и иных компенсационных выплат, производимых работникам при расторжении с ними трудового договора, в отдельных случаях может превышать трехкратный размер среднего месячного заработка, если имеется соответствующая договоренность между работником и работодателем (либо установлено Коллективным договором организации./.предприятия), а также в случае применения положений абзаца третьего статьи 180 Трудового кодекса РФ;
- отсутствует возможность для определения части суммы единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащему при увольнении, превышающей трехкратный размер его среднего месячного заработка с целью правильного определения суммы, включаемой в базу для налогообложения. Законодательные и нормативные правовые акты о порядке определения среднемесячной зарплаты для военнослужащих в базе данных СПС «КонсультатнПлюс» не найдены. Положение (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.12.2007 г. № 922) «устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы /среднего заработка/ для всех случаев определения её размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации».
22 мая 2012 года
запрос отправлял на сайт ФНС, но по поводу его рассмотрения не интересовался. Правда позже нашел в СПС-"Консультант.плюс" два документа: письмо МФ РФ (о порядке определения суммы ДД за три месяца в целях удержания НДФЛ из ЕДП-Увол.) и разъяснение налогового консультанта
(текст ниже - в скрытом диапазоне)

Показать текст
Вопрос: Подлежит ли обложению НДФЛ сумма единовременного пособия, выплачиваемого в 2012 году при увольнении с военной службы военнослужащему, проходящему военную службу по контракту?
А.В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
24.09.2012
Ответ: Исходя из позиции Минфина России указанное пособие облагается НДФЛ с учетом положений п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Однако, по нашему мнению, анализ действующего законодательства РФ позволяет прийти к иному выводу.
Обоснование: По общему правилу, установленному п. 3 ст. 217 НК РФ, с 2012 г. освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ)).
На основании изложенного Минфин России в Письме от 03.07.2012 N 03-04-08/6-185 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-4-3/13711@) указал, что для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ при выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в качестве среднего месячного заработка следует рассматривать средний размер месячного денежного довольствия военнослужащего. Из чего можно сделать вывод о том, что налогообложение выплат военнослужащим, осуществляемых при их увольнении, производится в общеустановленном порядке.
Однако, по нашему мнению, анализ действующего законодательства РФ позволяет прийти к иному выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 306-ФЗ военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При этом положения п. 3 ст. 217 НК РФ, цитируемые Минфином России, касаются увольнения только работников, а под указанным термином в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. ст. 20 и 56 Трудового кодекса РФ понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем и выполняющее трудовую функцию.
Однако согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Как установлено п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Пунктом 1 ст. 2 Закона N 76-ФЗ определено, что военнослужащие проходят военную службу по контракту. В силу п. 5 ст. 32 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Законом N 53-ФЗ, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
При этом согласно пп. "б" п. 1 ст. 37 Закона N 53-ФЗ военнослужащий считается исполняющими обязанности военной службы в случаях, в том числе исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, военнослужащий, проходящий военную службу, которая не приостановлена (ст. 45 Закона N 53-ФЗ), не является работником, соответственно, нормы п. 3 ст. 217 НК РФ, касающиеся налогообложения выплат увольняемому работнику, к нему неприменимы.
Полагаем, что единовременное пособие, выплачиваемое во исполнение ч. 3 ст. 3 Закона N 306-ФЗ при увольнении с военной службы военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, является государственным пособием, сумма которого не подлежит налогообложению на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.