ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ
220030,
Республика Беларусь,
город Минск, ул. Кирова, дом 17
т: (37517) 222-3517
postmaster@cis.minsk.by
От гражданина РФ Пупкина П. П. проживающего по адресу:
758009,
Российская Федерация,
город Мухосранск, ул. 20 лет Борьбы
дом 150, кв. 7
З А П Р О С
В Исполнительный Комитет СНГ по проверке законности внесенных
Федеральным законом № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 8 ноября 2011 года изменений в порядок расчета военных пенсий.
Я, майор запаса Пупкин Пантелеймон Пантелеймонович, с 1 августа 1975 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР и в Вооруженных Силах РФ. Вышел на пенсию 20 декабря 2000 года.
С 01 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 8 ноября 2011 года. (Далее – Федеральный закон № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года)
Указанным Федеральным законом № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года, статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей." (далее – Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года), дополнена частью второй, следующего содержания:
«Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента».
Данным дополнением, к ранее действующему Закону РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, вводится уменьшение пенсионной базы для исчисления военной пенсии, так называемым понижающим коэффициентом 0,54%. Значительное уменьшение уровня денежного довольствия, применяемого для расчета назначенной пенсии, мотивировано повышением пенсий в 1,5 – 1,7 раз, в абсолютном выражении (в рублях) по отношению к сумме (в рублях) выплачиваемой в 2011 году пенсии.
Поскольку как ранее, так и сейчас, пенсионное законодательство в отношении лиц, проходивших военную службу, не оговаривает размер пенсии в конкретной сумме, определяемой в рублях, а выражает его в процентном соотношении к окладу денежного довольствия, то уменьшение этого соотношения является умалением моего права на пенсионное обеспечение, приобретенное в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Другими словами, введением понижающего коэффициента 0,54% при расчете пенсии, снижена не сумма пенсии (в рублях), а её уровень (объем, качество).
Кроме того, само по себе, увеличение (в рублях) размеров военных пенсий не может являться основанием для введения понижающего коэффициента, так как фактически предоставляет Законодателю право и в дальнейшем вводить понижающий коэффициент при каждом повышении пенсионной базы для исчисления пенсий, чего действующим законодательством, а именно ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года не предусмотрено. Напротив, в этом Законе указано: «Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением». Именно из уровня (степень, характеризующая качество, величину развития чего либо).
Как видно из ст. 46 ранее действовавшего Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР. Указанный уровень пенсионного обеспечения нашел свое отражение и в дальнейшем законодательстве Российской Федерации, до издания Федерального закона № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года.
Российская Федерация, подписав ряд международных Соглашений, а именно - Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашение между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ от 15 мая 1992 года, которые вступили в силу с момента их подписаний, взяла на себя обязательство соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и правовые основы при назначении и выплаты пенсий военным пенсионерам.
Однако, Законодатель Российской Федерации, путем введения понижающего коэффициента 0,54%, произвольно снизил объем (качество) окладов денежного довольствия, применяемого для расчета пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, тем самым изменил условия пенсионного обеспечения тех военнослужащих, кто уже выполнил взятые на себя обязательства на условиях, установленных Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, в сторону ухудшения, чем нарушил существующие международные Соглашения, снизив уровень пенсионного обеспечения.
В данном случае, нарушены условия статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, в которой сказано: «Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.» В Решении Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96 раскрыто содержание понятия «пенсионное обеспечение военнослужащих», которое означает «весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий».В этом же Решении «Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР»
В Решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 года N 01-1/2-08 прямо указано, «что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством». Именно качественное состояние, а не количественное!
Изменения уровня и содержания ранее установленных льгот и социальных гарантий, должно осуществляться Законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к Закону и действиям государства. Они должны предполагать правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим Законодательством, и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями вышеперечисленных Соглашений. Законодатель Российской Федерации, не обеспечив предсказуемость политики в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, поставил их в заведомо неравные условия, когда со стороны военнослужащих, их обязательства, предусмотренные ранее действующим законодательством УЖЕ выполнены, и не могут быть изменены, а Законодатель, в одностороннем порядке ввел новые правила, значительно уменьшающие уровень ранее предусматривавшихся социальных гарантий, что не только противозаконно, но и аморально.
Кроме того, Законодатель Российской Федерации, прямо игнорируя международные Соглашения государств-участников СНГ, установил, что с 1 января 2013 года, оклады и надбавки учитываемые при назначении пенсии, увеличиваются на 2 процента ежегодно, до достижения 100 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, чем по сути, ввел явно дискриминационную норму, поставив в заведомо неравные условия лиц, выполнявших одинаковую функцию, поскольку военнослужащий, вышедший на пенсию через 23 года, в 2035 году, при одинаковых условиях прохождения службы, получит пенсию по объему на 46% больше, чем такой же военнослужащий, вышедший на пенсию в 2012 году, либо до этой даты.
Закрепляя в Законе правовые основания для назначения пенсий, размеры, порядок их исчисления и выплаты, Законодатель Российской Федерации вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на их получение отдельными категориями лиц. Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться Законодателем с соблюдением международных Соглашений и Венской конвенции, в том числе, гарантированного принципа равенства всех перед Законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, совершенно очевидно, что по смыслу международных Соглашений государств-участников СНГ, вновь вводимые в Законодательство Российской Федерации, нормы права в отношении пенсионного обеспечения военнослужащих, должны быть направлены на изменения в сторону наибольшей защиты охватываемого законом круга лиц. Однако, вновь введенные Федеральным законом № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года, нормы права, такими свойствами не обладают, поскольку механизм увеличения и индексации пенсионного обеспечения, заложенный в Законе РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года обеспечивает большую социальную защиту военнослужащих-пенсионеров.
На основании вышеизложенного, прошу Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств внести в Экономический суд СНГ запрос о соответствии изменений, внесенных Федеральным законом № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года в расчет пенсий военнослужащих, международным Соглашениям государств-участников Содружества Независимых Государств.
Дата, подпись.
Ответить с цитированием