Приказы Минстроя и ЖКХ России
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#421Постановление Правительства РФ от 10.09.2025 N 1400
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Внесены изменения в акты Правительства по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора)
В рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
уточняется периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в зависимости от категории риска, к которой отнесены объекты контроля;
скорректированы особенности проведения профилактического визита;
дополнены перечни контрольных действий, которые могут совершаться в ходе инспекционного визита, выездной проверки или выездного обследования;
закреплена возможность использования мобильного приложения "Инспектор" при проведении контрольных мероприятий.
Кроме того, корреспондирующие изменения внесены в общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденные Постановлением Правительства от 30 сентября 2021 г. N 1670.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Внесены изменения в акты Правительства по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора)
В рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
уточняется периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в зависимости от категории риска, к которой отнесены объекты контроля;
скорректированы особенности проведения профилактического визита;
дополнены перечни контрольных действий, которые могут совершаться в ходе инспекционного визита, выездной проверки или выездного обследования;
закреплена возможность использования мобильного приложения "Инспектор" при проведении контрольных мероприятий.
Кроме того, корреспондирующие изменения внесены в общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденные Постановлением Правительства от 30 сентября 2021 г. N 1670.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#422<Письмо> Минстроя России от 25.08.2025 N 23464-ОГ/08
<По вопросу ведения исполнительной документации>
Минстрой: вести исполнительную документацию должно лицо, осуществляющее строительство (функции генерального подрядчика)
В силу пункта 2 Порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минстроя России от 16 мая 2023 г. N 344/пр, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор определяют и утверждают перечень исполнительной документации объекта капитального строительства в соответствии с составом исполнительной документации, установленным настоящим приказом. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, формирует и ведет исполнительную документацию в соответствии с перечнем, утвержденным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<По вопросу ведения исполнительной документации>
Минстрой: вести исполнительную документацию должно лицо, осуществляющее строительство (функции генерального подрядчика)
В силу пункта 2 Порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минстроя России от 16 мая 2023 г. N 344/пр, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор определяют и утверждают перечень исполнительной документации объекта капитального строительства в соответствии с составом исполнительной документации, установленным настоящим приказом. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, формирует и ведет исполнительную документацию в соответствии с перечнем, утвержденным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#423Приказ Минэнерго России от 21.08.2025 N 956
"О внесении изменений в Приказ Минэнерго России от 13 ноября 2024 г. N 2234 "Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2025 N 83545.
Актуализированы Правила обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду
Положения правил и порядка синхронизированы с положениями Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 14.05.2025 N 511.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 5 дней после дня его официального опубликования и действует до 1 марта 2031 г.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в Приказ Минэнерго России от 13 ноября 2024 г. N 2234 "Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2025 N 83545.
Актуализированы Правила обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду
Положения правил и порядка синхронизированы с положениями Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 14.05.2025 N 511.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 5 дней после дня его официального опубликования и действует до 1 марта 2031 г.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#424<Письмо> Минстроя России от 02.09.2025 N 51933-ДН/04
<О надлежащем содержании общего имущества в МКД>
Минстрой: управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого в том числе входят оконные отливы
Сообщается, в частности, что карнизы и оконные отливы предназначены для защиты фасада и наружных стен от воды, то есть обеспечивают сохранность общего имущества в МКД. Карнизы и оконные отливы являются неотъемлемой частью наружной стены МКД, которая, являясь несущей ограждающей конструкцией, входит в состав общего имущества в силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О надлежащем содержании общего имущества в МКД>
Минстрой: управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого в том числе входят оконные отливы
Сообщается, в частности, что карнизы и оконные отливы предназначены для защиты фасада и наружных стен от воды, то есть обеспечивают сохранность общего имущества в МКД. Карнизы и оконные отливы являются неотъемлемой частью наружной стены МКД, которая, являясь несущей ограждающей конструкцией, входит в состав общего имущества в силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#425<Письмо> Минстроя России от 03.09.2025 N 52242-ДН/04
<О порядке изменения размера платы за содержание жилого помещения в МКД>
Минстрой: в случае если в ходе общего собрания собственников помещений был утвержден размер платы за содержание общего имущества в МКД, то считается невозможным изменение такого размера платы посредством органа местного самоуправления
Размер платы за содержание общего имущества устанавливается органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в МКД не определили способ управления таким МКД - изменение установленного общим собранием собственников размера платы за содержание общего имущества в МКД не относится к указанному случаю.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О порядке изменения размера платы за содержание жилого помещения в МКД>
Минстрой: в случае если в ходе общего собрания собственников помещений был утвержден размер платы за содержание общего имущества в МКД, то считается невозможным изменение такого размера платы посредством органа местного самоуправления
Размер платы за содержание общего имущества устанавливается органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в МКД не определили способ управления таким МКД - изменение установленного общим собранием собственников размера платы за содержание общего имущества в МКД не относится к указанному случаю.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#426<Письмо> Минстроя России от 05.09.2025 N 52824-ДН/04
<Об избрании совета МКД из числа собственников помещений в данном доме>
Разъяснены особенности наделения председателя совета многоквартирного дома полномочием на заключение договора управления
Сообщается, в частности, что согласно части 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Пунктом 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ установлено, что на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме председатель заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ.
Право председателя совета многоквартирного дома заключать договор управления от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания предусмотрено пунктом 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ и не установлено частью 5 статьи 161.1 ЖК РФ. В силу пункта 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания, предусмотренные пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая вышеизложенное, необходимое количество голосов для принятия на общем собрании решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочием на заключение договора управления от имени всех собственников помещений составляет не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<Об избрании совета МКД из числа собственников помещений в данном доме>
Разъяснены особенности наделения председателя совета многоквартирного дома полномочием на заключение договора управления
Сообщается, в частности, что согласно части 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Пунктом 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ установлено, что на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме председатель заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ.
Право председателя совета многоквартирного дома заключать договор управления от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания предусмотрено пунктом 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ и не установлено частью 5 статьи 161.1 ЖК РФ. В силу пункта 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания, предусмотренные пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая вышеизложенное, необходимое количество голосов для принятия на общем собрании решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочием на заключение договора управления от имени всех собственников помещений составляет не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#427<Письмо> Минстроя России от 09.09.2025 N 53544-ДН/04
<По вопросам состава внутридомового газового оборудования в МКД и балансовой принадлежности запорного устройства>
Рассмотрены вопросы состава внутридомового газового оборудования в МКД и балансовой принадлежности запорного устройства
Сообщается, что внешняя газораспределительная сеть, расположенная до места соединения с запорным устройством, не относится к внутридомовому газовому оборудованию. В свою очередь, запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и установленное до места соединения с газораспределительной сетью, относится к внутридомовому газовому оборудованию. В этом случае собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание указанного запорного устройства.
Фасадный газопровод, расположенный до запорного устройства включительно, относится к общему имуществу в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<По вопросам состава внутридомового газового оборудования в МКД и балансовой принадлежности запорного устройства>
Рассмотрены вопросы состава внутридомового газового оборудования в МКД и балансовой принадлежности запорного устройства
Сообщается, что внешняя газораспределительная сеть, расположенная до места соединения с запорным устройством, не относится к внутридомовому газовому оборудованию. В свою очередь, запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и установленное до места соединения с газораспределительной сетью, относится к внутридомовому газовому оборудованию. В этом случае собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание указанного запорного устройства.
Фасадный газопровод, расположенный до запорного устройства включительно, относится к общему имуществу в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#428<Письмо> Минстроя России от 12.09.2025 N 25566-ОГ/04
<Об общедомовых приборах учета>
Минстрой России рассмотрел вопрос об общедомовых приборах учета объема коммунальных ресурсов
Сообщается, что с помощью ОДПУ может быть учтен объем коммунального ресурса, поданного исключительно в один МКД. Законом не предусмотрен учет одним ОДПУ объема коммунального ресурса, поданного в несколько МКД.
Также отмечается, что обязанность по содержанию и ремонту трубопровода холодной воды, использующегося для поставки холодной воды в МКД и расположенного за внешней границей стены МКД, не может являться обязанностью лица, осуществляющего управление МКД, поскольку такой трубопровод не входит в состав общего имущества МКД. Обязанность по содержанию и ремонту трубопровода, по которому обеспечивается поставка холодной воды в МКД по договору холодного водоснабжения, заключенному с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, возлагается на указанную ресурсоснабжающую организацию.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<Об общедомовых приборах учета>
Минстрой России рассмотрел вопрос об общедомовых приборах учета объема коммунальных ресурсов
Сообщается, что с помощью ОДПУ может быть учтен объем коммунального ресурса, поданного исключительно в один МКД. Законом не предусмотрен учет одним ОДПУ объема коммунального ресурса, поданного в несколько МКД.
Также отмечается, что обязанность по содержанию и ремонту трубопровода холодной воды, использующегося для поставки холодной воды в МКД и расположенного за внешней границей стены МКД, не может являться обязанностью лица, осуществляющего управление МКД, поскольку такой трубопровод не входит в состав общего имущества МКД. Обязанность по содержанию и ремонту трубопровода, по которому обеспечивается поставка холодной воды в МКД по договору холодного водоснабжения, заключенному с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, возлагается на указанную ресурсоснабжающую организацию.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#429<Письмо> Минстроя России от 23.09.2025 N 56428-АФ/04
<Об обеспечении готовности многоквартирного дома к отопительному периоду>
Минстрой: обеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и получение соответствующего паспорта являются обязательной частью оказания услуг и выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и включены в состав лицензионных требований
Необеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и неполучение паспорта обеспечения готовности к отопительному периоду представляют собой нарушение лицензионного требования, установленного частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ. В части проведения гидравлических испытаний, промывки и регулировки мероприятий нарушение может быть признано грубым и повлечь исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ.
Таким образом, частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а частью 3 статью 14.1.3 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
В случае неполучения управляющей организацией паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду административная ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а в случае непроведения промывки и опрессовки, относимых в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований, - в соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В отношении товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов в случае неготовности многоквартирных домов, находящихся в их управлении, к отопительному периоду и невыполнения предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
https://www.consultant.ru/law/review/li ... ontent=old
<Об обеспечении готовности многоквартирного дома к отопительному периоду>
Минстрой: обеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и получение соответствующего паспорта являются обязательной частью оказания услуг и выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и включены в состав лицензионных требований
Необеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и неполучение паспорта обеспечения готовности к отопительному периоду представляют собой нарушение лицензионного требования, установленного частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ. В части проведения гидравлических испытаний, промывки и регулировки мероприятий нарушение может быть признано грубым и повлечь исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ.
Таким образом, частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а частью 3 статью 14.1.3 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
В случае неполучения управляющей организацией паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду административная ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а в случае непроведения промывки и опрессовки, относимых в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований, - в соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В отношении товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов в случае неготовности многоквартирных домов, находящихся в их управлении, к отопительному периоду и невыполнения предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
https://www.consultant.ru/law/review/li ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#430<Письмо> Минстроя России от 29.08.2025 N 24122-ОГ/00
<Об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме>
Даны разъяснения по вопросу оплаты гражданами расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса
Также в числе прочего рассмотрен порядок перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отмечается, что единственным вариантом обеспечения достоверного учета объемов коммунального ресурса, потребляемого в многоквартирном доме на содержание общего имущества в каждом расчетном периоде, является установка в многоквартирном доме автоматизированной системы учета коммунального ресурса с подключением к такой системе каждого помещения в многоквартирном доме, позволяющей производить одномоментное снятие всех показаний индивидуальных приборов учета и показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также устанавливать факты нарушения потребителями правил учета коммунального ресурса.
Решение об установке таких автоматизированных систем учета коммунального ресурса с обязательной установкой ИПУ в каждом помещении в многоквартирном доме вправе принять собственники на общем собрании собственников.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<Об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме>
Даны разъяснения по вопросу оплаты гражданами расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса
Также в числе прочего рассмотрен порядок перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отмечается, что единственным вариантом обеспечения достоверного учета объемов коммунального ресурса, потребляемого в многоквартирном доме на содержание общего имущества в каждом расчетном периоде, является установка в многоквартирном доме автоматизированной системы учета коммунального ресурса с подключением к такой системе каждого помещения в многоквартирном доме, позволяющей производить одномоментное снятие всех показаний индивидуальных приборов учета и показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также устанавливать факты нарушения потребителями правил учета коммунального ресурса.
Решение об установке таких автоматизированных систем учета коммунального ресурса с обязательной установкой ИПУ в каждом помещении в многоквартирном доме вправе принять собственники на общем собрании собственников.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#431<Письмо> Минстроя России от 26.09.2025 N 57550-ДН/04
<Об определении размера платы за содержание жилого помещения>
Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
В частности, сообщается порядок расчета объема коммунального ресурса, потребленного во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, уточнены обязанности ресурсоснабжающей организации, рассмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги в расчетный период и прочее.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<Об определении размера платы за содержание жилого помещения>
Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
В частности, сообщается порядок расчета объема коммунального ресурса, потребленного во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, уточнены обязанности ресурсоснабжающей организации, рассмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги в расчетный период и прочее.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#432<Письмо> Минстроя России от 12.09.2025 N 54208-ДН/04
<О плате за коммунальную услугу горячего водоснабжения>
Рассмотрен вопрос о перерасчете размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения
Сообщается, что в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании недопустимо сначала рассчитывать стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения за дни, в которые выявлено указанное несоответствие, а затем рассчитывать размер снижения размера платы в процентах от рассчитанной стоимости услуги за дни предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Приведен порядок расчета размера снижения платы в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании.
Рассчитанный размер платы с учетом снижения за коммунальную услугу ненадлежащего качества не может составлять отрицательную величину. При возникновении в результате расчета отрицательной величины размер платы принимается равным нулю, что соответствует полному освобождению потребителя от оплаты такой услуги.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О плате за коммунальную услугу горячего водоснабжения>
Рассмотрен вопрос о перерасчете размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения
Сообщается, что в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании недопустимо сначала рассчитывать стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения за дни, в которые выявлено указанное несоответствие, а затем рассчитывать размер снижения размера платы в процентах от рассчитанной стоимости услуги за дни предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Приведен порядок расчета размера снижения платы в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании.
Рассчитанный размер платы с учетом снижения за коммунальную услугу ненадлежащего качества не может составлять отрицательную величину. При возникновении в результате расчета отрицательной величины размер платы принимается равным нулю, что соответствует полному освобождению потребителя от оплаты такой услуги.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#433<Письмо> Минстроя России от 29.09.2025 N 57757-ДН/04
<О порядке расчета размера платы за содержание жилого помещения>
Разъяснен порядок расчета размера платы за содержание жилого помещения
В письме содержатся следующие выводы:
некорректно и не основано на законе определение размера платы за содержание жилого помещения, подлежащей внесению собственником конкретного помещения в МКД, путем умножения утвержденного общим собранием собственников помещений в МКД удельного размера платы за содержание жилого помещения в рублях с квадратного метра на площадь доли общего имущества в МКД, принадлежащей такому собственнику;
применение при расчете размера платы за содержание жилого помещения величин площади общего имущества в МКД, площади доли общего имущества в МКД либо площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, законом не предусмотрено.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О порядке расчета размера платы за содержание жилого помещения>
Разъяснен порядок расчета размера платы за содержание жилого помещения
В письме содержатся следующие выводы:
некорректно и не основано на законе определение размера платы за содержание жилого помещения, подлежащей внесению собственником конкретного помещения в МКД, путем умножения утвержденного общим собранием собственников помещений в МКД удельного размера платы за содержание жилого помещения в рублях с квадратного метра на площадь доли общего имущества в МКД, принадлежащей такому собственнику;
применение при расчете размера платы за содержание жилого помещения величин площади общего имущества в МКД, площади доли общего имущества в МКД либо площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, законом не предусмотрено.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#434Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1519
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
С 1 марта 2026 года вступает в силу постановление о заключении в электронном виде договоров о поставке газа и о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования
Заявитель вправе представить оферту газоснабжающей (специализированной) организации не только на бумажном носителе в офисе организации или через МФЦ, но и направить ее в электронной форме через личный кабинет заявителя или при наличии технической возможности приема соответствующих оферт с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг, региональном портале госуслуг.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
С 1 марта 2026 года вступает в силу постановление о заключении в электронном виде договоров о поставке газа и о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования
Заявитель вправе представить оферту газоснабжающей (специализированной) организации не только на бумажном носителе в офисе организации или через МФЦ, но и направить ее в электронной форме через личный кабинет заявителя или при наличии технической возможности приема соответствующих оферт с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг, региональном портале госуслуг.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#435<Письмо> Минстроя России от 13.02.2025 N 3833-ОГ/00
<По вопросам, связанным с проведением общих собраний в МКД>
Даны разъяснения по вопросу размещения в ГИС ЖКХ информации о деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе ТСЖ
Сообщается, в частности, что Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр (далее - Приказ N 79/пр) регламентируются порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Разделом XI приложения к Приказу N 79/пр определена информация, подлежащая размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе ТСЖ.
Согласно части 1 статьи 143.1 ЖК РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами товарищества в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления ТСЖ информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления ТСЖ.
В части 3 статьи 143.1 ЖК РФ определен перечень документов, с которыми вправе знакомиться члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме.
К таким документам относятся в том числе протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосовании или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями ОСЧ ТСЖ внутренние документы ТСЖ.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<По вопросам, связанным с проведением общих собраний в МКД>
Даны разъяснения по вопросу размещения в ГИС ЖКХ информации о деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе ТСЖ
Сообщается, в частности, что Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр (далее - Приказ N 79/пр) регламентируются порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Разделом XI приложения к Приказу N 79/пр определена информация, подлежащая размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе ТСЖ.
Согласно части 1 статьи 143.1 ЖК РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами товарищества в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления ТСЖ информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления ТСЖ.
В части 3 статьи 143.1 ЖК РФ определен перечень документов, с которыми вправе знакомиться члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме.
К таким документам относятся в том числе протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосовании или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями ОСЧ ТСЖ внутренние документы ТСЖ.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#436<Письмо> Минстроя России от 30.06.2025 N 18079-ОГ/00
<О взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги>
Даны разъяснения по некоторым вопросам оплаты коммунальных услуг
Рассмотрены, в частности, обязанности исполнителя коммунальных услуг, порядок и особенности внесения платы за коммунальные услуги исполнителю услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту, требования к выдаваемым потребителю документам, подтверждающим правильность исчисления размера платы за коммунальные услуги и прочее.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги>
Даны разъяснения по некоторым вопросам оплаты коммунальных услуг
Рассмотрены, в частности, обязанности исполнителя коммунальных услуг, порядок и особенности внесения платы за коммунальные услуги исполнителю услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту, требования к выдаваемым потребителю документам, подтверждающим правильность исчисления размера платы за коммунальные услуги и прочее.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#437<Письмо> Минстроя России от 03.10.2025 N 27640-ОГ/00
<По вопросу о заключении застройщиком договора управления МКД>
Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и условиям участия застройщика в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на ОСС, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, условия договора МКД, в том числе условие о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения, утверждаются решением ОСС.
В силу части 1.1 статьи 44 ЖК РФ в ОСС помимо собственников помещений в МКД в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию вправе принимать участие лица, принявшие помещения по акту от застройщика.
До передачи помещения в МКД лицу, принявшему помещение по акту, застройщик вправе участвовать в ОСС в случае государственной регистрации права собственности на нереализованные помещения. Участие застройщика в ОСС без наличия у него зарегистрированного права собственности на помещения не допускается.
При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае если на строительство (создание) МКД и (или) иных объектов недвижимости застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства, тогда такой застройщик не может являться правообладателем указанных объектов.
В указанном случае отсутствует возможность регистрации права собственности застройщика на помещения в МКД, подлежащие передаче участникам долевого строительства, соответственно, отсутствует возможность участия застройщика в ОСС от имени помещений в МКД, подлежащих передаче участникам долевого строительства.
В случае если МКД построен застройщиком за счет собственных средств, для реализации права участия в ОСС застройщику необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности на принадлежащие ему помещения в установленном законодательством порядке.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<По вопросу о заключении застройщиком договора управления МКД>
Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и условиям участия застройщика в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на ОСС, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, условия договора МКД, в том числе условие о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения, утверждаются решением ОСС.
В силу части 1.1 статьи 44 ЖК РФ в ОСС помимо собственников помещений в МКД в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию вправе принимать участие лица, принявшие помещения по акту от застройщика.
До передачи помещения в МКД лицу, принявшему помещение по акту, застройщик вправе участвовать в ОСС в случае государственной регистрации права собственности на нереализованные помещения. Участие застройщика в ОСС без наличия у него зарегистрированного права собственности на помещения не допускается.
При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае если на строительство (создание) МКД и (или) иных объектов недвижимости застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства, тогда такой застройщик не может являться правообладателем указанных объектов.
В указанном случае отсутствует возможность регистрации права собственности застройщика на помещения в МКД, подлежащие передаче участникам долевого строительства, соответственно, отсутствует возможность участия застройщика в ОСС от имени помещений в МКД, подлежащих передаче участникам долевого строительства.
В случае если МКД построен застройщиком за счет собственных средств, для реализации права участия в ОСС застройщику необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности на принадлежащие ему помещения в установленном законодательством порядке.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#438<Письмо> Минстроя России от 07.10.2025 N 59664-ДН/04
<О размещении в ГИС ЖКХ протокола ОСС>
Разъяснены особенности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Сообщается, в частности, что согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ инициатор общего собрания собственников (далее - ОСС) обязан не позднее чем за десять дней до даты проведения ОСС разместить сообщение о его проведении в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе независимо от формы проведения такого ОСС.
Функционал ГИС ЖКХ при размещении сообщения о проведении ОСС обеспечивает формирование уникального идентификационного номера (далее - УИН), который впоследствии присваивается протоколу ОСС, проведенного в порядке, установленном указанным сообщением о проведении ОСС.
Решение ОСС, принятое с нарушением порядка проведения ОСС, установленного статьей 45 ЖК РФ, не является ничтожным и может быть признано недействительным только решением суда. Следовательно, сам факт неразмещения инициатором ОСС сообщения о проведении ОСС в ГИС ЖКХ не является основанием для признания решений такого ОСС ничтожными. Указанные решения могут быть признаны недействительными только решением суда.
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ обязанность по размещению в ГИС ЖКХ решений и протокола ОСС возложена именно на лицо, инициировавшее ОСС. Обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, размещать в ГИС ЖКХ протокол ОСС положениями ЖК РФ не установлена.
Вместе с тем согласно пункту 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должны в числе прочего размещаться информация о проведении ОСС, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.
В силу части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктом 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, размещают в ГИС ЖКХ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.
Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр установлены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Состав информации N 79/пр).
В соответствии с пунктами 18 и 18.3 главы XI Состава информации N 79/пр лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает в ГИС ЖКХ протокол ОСС в том числе в случае, если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.
В настоящее время принимаются меры, направленные на обеспечение технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС с присвоением такому протоколу УИН в ГИС ЖКХ в случае, если сообщение о проведении указанного ОСС не размещено в ГИС ЖКХ, а также технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О размещении в ГИС ЖКХ протокола ОСС>
Разъяснены особенности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Сообщается, в частности, что согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ инициатор общего собрания собственников (далее - ОСС) обязан не позднее чем за десять дней до даты проведения ОСС разместить сообщение о его проведении в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе независимо от формы проведения такого ОСС.
Функционал ГИС ЖКХ при размещении сообщения о проведении ОСС обеспечивает формирование уникального идентификационного номера (далее - УИН), который впоследствии присваивается протоколу ОСС, проведенного в порядке, установленном указанным сообщением о проведении ОСС.
Решение ОСС, принятое с нарушением порядка проведения ОСС, установленного статьей 45 ЖК РФ, не является ничтожным и может быть признано недействительным только решением суда. Следовательно, сам факт неразмещения инициатором ОСС сообщения о проведении ОСС в ГИС ЖКХ не является основанием для признания решений такого ОСС ничтожными. Указанные решения могут быть признаны недействительными только решением суда.
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ обязанность по размещению в ГИС ЖКХ решений и протокола ОСС возложена именно на лицо, инициировавшее ОСС. Обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, размещать в ГИС ЖКХ протокол ОСС положениями ЖК РФ не установлена.
Вместе с тем согласно пункту 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должны в числе прочего размещаться информация о проведении ОСС, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.
В силу части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктом 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, размещают в ГИС ЖКХ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.
Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр установлены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Состав информации N 79/пр).
В соответствии с пунктами 18 и 18.3 главы XI Состава информации N 79/пр лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает в ГИС ЖКХ протокол ОСС в том числе в случае, если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.
В настоящее время принимаются меры, направленные на обеспечение технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС с присвоением такому протоколу УИН в ГИС ЖКХ в случае, если сообщение о проведении указанного ОСС не размещено в ГИС ЖКХ, а также технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#439<Письмо> Минстроя России от 08.10.2025 N 59968-ДН/04
<О плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме>
Даны разъяснения по вопросу взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями.
В силу подпункта "а" пункта 31.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме>
Даны разъяснения по вопросу взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями.
В силу подпункта "а" пункта 31.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#440Федеральный закон от 15.10.2025 N 375-ФЗ
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
С 1 сентября 2026 года изменяется порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении сокращается с 30 до 10 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления указанного срока не более чем на 5 рабочих дней в случае непоступления запрошенных органом государственного жилищного надзора документов (сведений) в целях оценки соответствия соискателя лицензии отдельным лицензионным требованиям.
Уточнено, что лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора не на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а в порядке, установленном статьей 194 ЖК РФ.
Предусмотрено, что заявление о предоставлении квалификационного аттестата, который обязаны иметь должностные лица лицензиата, может быть подано посредством Единого портала госуслуг.
Закреплено лицензионное требование о соответствии лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии, установленным Правительством РФ, которое может быть обеспечено в том числе наличием действующего договора (договоров) на оказание услуг и (или) выполнение работ.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
С 1 сентября 2026 года изменяется порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении сокращается с 30 до 10 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления указанного срока не более чем на 5 рабочих дней в случае непоступления запрошенных органом государственного жилищного надзора документов (сведений) в целях оценки соответствия соискателя лицензии отдельным лицензионным требованиям.
Уточнено, что лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора не на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а в порядке, установленном статьей 194 ЖК РФ.
Предусмотрено, что заявление о предоставлении квалификационного аттестата, который обязаны иметь должностные лица лицензиата, может быть подано посредством Единого портала госуслуг.
Закреплено лицензионное требование о соответствии лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии, установленным Правительством РФ, которое может быть обеспечено в том числе наличием действующего договора (договоров) на оказание услуг и (или) выполнение работ.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#441Приказ Минстроя России от 22.09.2025 N 569/пр
"Об утверждении свода правил "Здания жилые многоквартирные. Правила установления необходимости проведения капитального ремонта"
С 23 октября 2025 года вводится в действие свод правил "Здания жилые многоквартирные. Правила установления необходимости проведения капитального ремонта"
Свод правил не распространяется на определение необходимости проведения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"Об утверждении свода правил "Здания жилые многоквартирные. Правила установления необходимости проведения капитального ремонта"
С 23 октября 2025 года вводится в действие свод правил "Здания жилые многоквартирные. Правила установления необходимости проведения капитального ремонта"
Свод правил не распространяется на определение необходимости проведения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#442Приказ ФАС России от 15.10.2025 N 798/25
"О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2025 N 83945.
Уточнены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
В методические указания внесены поправки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 537 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2025 N 83945.
Уточнены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
В методические указания внесены поправки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 537 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#443Федеральный закон от 27.10.2025 N 389-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена административная ответственность за нарушение законодательства о теплоснабжении
В том числе изложена в новой редакции статья 9.24 КоАП РФ "Нарушение законодательства о теплоснабжении".
В частности, неустранение лицами, указанными в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", выявленных нарушений, перечисленных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, в установленные сроки повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере 500 рублей; на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена административная ответственность за нарушение законодательства о теплоснабжении
В том числе изложена в новой редакции статья 9.24 КоАП РФ "Нарушение законодательства о теплоснабжении".
В частности, неустранение лицами, указанными в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", выявленных нарушений, перечисленных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, в установленные сроки повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере 500 рублей; на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#444Федеральный закон от 27.10.2025 N 391-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Правительство РФ наделено полномочиями по установлению на территории РФ особенностей применения положений законодательства в сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения, а также жилищного законодательства в период введения специальных режимов
Правительство РФ в случае объявления мобилизации, введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов РФ (частей территорий субъектов РФ), в отношении которых устанавливаются особенности применения положений законодательства РФ в области газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также жилищного законодательства, и период их применения, в том числе особенности ценообразования, начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключения и исполнения договоров, осуществления государственного контроля (надзора) и выдачи (получения) необходимых разрешений, расследования причин аварийных ситуаций, предоставления коммунальных услуг, поставки коммунальных ресурсов, начисления и уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и прочее.
Кроме того, в новой редакции излагается понятийный аппарат Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также полномочия Правительства РФ в указанной сфере, уточняются функции штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, в том числе в случае введения специальных режимов, и прочее.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 февраля 2026 года.
Предусматривается, что действие внесенных изменений распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона, но не ранее даты объявления мобилизации, введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера либо объявления состояния войны или фактического начала военных действий. Правительство РФ вправе распространить действие утверждаемых им актов на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона (в том числе на обязательства, срок исполнения которых наступил), но не ранее даты принятия решения о введении специального режима.
В период действия специальных режимов нормативные правовые акты РФ, принятие которых предусмотрено в целях реализации изменений, внесенных настоящим федеральным законом, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Правительство РФ наделено полномочиями по установлению на территории РФ особенностей применения положений законодательства в сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения, а также жилищного законодательства в период введения специальных режимов
Правительство РФ в случае объявления мобилизации, введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов РФ (частей территорий субъектов РФ), в отношении которых устанавливаются особенности применения положений законодательства РФ в области газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также жилищного законодательства, и период их применения, в том числе особенности ценообразования, начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключения и исполнения договоров, осуществления государственного контроля (надзора) и выдачи (получения) необходимых разрешений, расследования причин аварийных ситуаций, предоставления коммунальных услуг, поставки коммунальных ресурсов, начисления и уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и прочее.
Кроме того, в новой редакции излагается понятийный аппарат Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также полномочия Правительства РФ в указанной сфере, уточняются функции штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, в том числе в случае введения специальных режимов, и прочее.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 февраля 2026 года.
Предусматривается, что действие внесенных изменений распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона, но не ранее даты объявления мобилизации, введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера либо объявления состояния войны или фактического начала военных действий. Правительство РФ вправе распространить действие утверждаемых им актов на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона (в том числе на обязательства, срок исполнения которых наступил), но не ранее даты принятия решения о введении специального режима.
В период действия специальных режимов нормативные правовые акты РФ, принятие которых предусмотрено в целях реализации изменений, внесенных настоящим федеральным законом, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Re: Приказы Минстроя и ЖКХ России
#445Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2025 N 2976-р
<О внесении изменений в Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р>
Дополнена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
Предусмотрены следующие мероприятия:
организация контроля качества коммунальных услуг с обеспечением его мониторинга на базе существующих информационных ресурсов;
введение стандартов предоставления услуг по страхованию общего имущества в многоквартирных домах в целях повышения социально-правовой защищенности граждан;
совершенствование регулирования материально-технического и кадрового обеспечения органов регионального государственного жилищного контроля (надзора).
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
<О внесении изменений в Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р>
Дополнена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
Предусмотрены следующие мероприятия:
организация контроля качества коммунальных услуг с обеспечением его мониторинга на базе существующих информационных ресурсов;
введение стандартов предоставления услуг по страхованию общего имущества в многоквартирных домах в целях повышения социально-правовой защищенности граждан;
совершенствование регулирования материально-технического и кадрового обеспечения органов регионального государственного жилищного контроля (надзора).
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old
Группа военных адвокатов https://voengrup.ru/
Вернуться в «ЖКХ И УПРАВЛЕНИЕ ДОМАМИ»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя
